11:51:26
23 ноября 2024 г.

«Дорога Славы» идет через Беларусь

Как уже сообщалось, в честь 66-й годовщины Победы по маршруту Москва – Вязьма – Смоленск – Орша – Брест – Минск – Москва отправился поезд памяти «Дорога Славы». Среди его пассажиров был и ветеран войны Петр Никитич Кузьменко.

Как уже сообщалось, в честь 66-й годовщины Победы по маршруту Москва – Вязьма – Смоленск – Орша – Брест – Минск – Москва отправился поезд памяти «Дорога Славы». Среди его пассажиров был и ветеран войны Петр Никитич Кузьменко.

Весной юбилейного 2010 года в нашей газете печатались фронтовые воспоминания капитана Кузьменко. Сражался он и за белорусскую землю. Поэтому всегда здесь желанный гость, это не первая его поездка по местам боев.

– И в этом году мне не пришлось скучать, – рассказывает Петр Никитич. – Меня активно приглашали в образовательные учреждения на Уроки мужества еще накануне майских торжеств. А самым запоминающимся событием стал поезд памяти, на котором я проехал вместе с делегацией ветеранов и молодежи Москвы.

Пассажирами этого железнодорожного состава стали фронтовики – те, кто первые дни войны встретил на западных рубежах Советского Союза, кто в 1944-м участвовал в белорусской наступательной операции «Багратион», а также сражался за Смоленск, Вязьму.

В такой же поездке Петр Кузьменко участвовал и в прошлом году. По его словам, тогда в поезде было около 100 ветеранов, сейчас – 35. Так что приходилось выступать и за выбывших боевых товарищей. Ветераны, участники тех сражений, делились своими воспоминаниями с молодыми жителями городов, через которые проходил маршрут.

– Я принял участие в боях под Оршей, – говорит фронтовик. – В операции «Багратион» 11-я гвардейская армия, куда входила наша 31-я дивизия, получила задание прорвать оборону в районе шоссе Москва – Минск. Дивизия, которой командовал талантливый командир, тогда еще полковник Иван Щербина, была поставлена в самый заболоченный участок. Благодаря тому что наш командир имел топографическое образование, он смог провести и укрепить дивизию по этой болотистой местности и дать должный отпор врагу. В то время когда остальные дивизии топтались на месте, мы продвинулись за несколько часов на восемь-десять километров. Потом по проложенному нами пути смогли пройти и остальные части армии. Дивизия перерезала шоссе Витебск – Орша, чем лишила противника маневренности. Это был весомый вклад в успешный исход операции в целом. Витебск был взят советскими войсками. А нашей дивизии присвоили почетное название Витебской.

Для Петра Никитича воспоминания о военной поре свежи до сих пор. Много лет уже в мирное время он посвятил написанию документальных очерков о 31-й гвардейской стрелковой Витебской дивизии, где служил адъютантом командира.

В поездке на поезде памяти «Дорога Славы» ветерана приятно удивил нынешний Минск – своей чистотой, радушием живущих в нем людей. Брестская крепость покорила трагичной молчаливостью. Еще запомнился концерт в Орше, где перед московской делегацией выступали профессиональные и самодеятельные коллективы. В этом году, в отличие от прошлого, порадовала пассажиров необычного поезда и погода: было тепло и солнечно. Точно так же, как на сердце фронтовиков от осознания того, что нынешнее молодое поколение чтит память героев Великой Отечественной.

Анна Богданова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация