02:28:10
22 сентября 2024 г.

Будет ласковый дом

РазноеОдним из пионеров в деле устройства сирот в замещающие семьи в Москве стала коррекционная школа-интернат № 8, что в Филях, на улице Новозаводской. Она имеет статус специального образовательного учреждения для детей, лишенных родительской заботы и имеющих проблемы в развитии.

Ничего личного

«Основная моя задача в том, чтобы наш дом-интернат, как и все ему подобные, был закрыт!» Такое, на первый взгляд, парадоксальное заявление сделал во время нашего разговора директор школы Вадим Меньшов. И пояснил: конечно, в идеале каждый сирота должен обрести семью. А раз так не получается, необходимо выпускать детей более-менее подготовленными к жизни. Для этого детские дома должны быть малокомплектными, на 15–25 человек – не как нынешние, где до ста воспитанников и больше. И условия в них должны быть максимально приближены к домашним.

«Я здесь директором двадцать лет, – говорит Вадим Анатольевич, – и семь лет назад, когда мы стали заниматься семейными формами воспитания, проанализировал, сколько же наших выпускников создали свои семьи. Получилось всего 4–5. Стал думать, почему, и понял – привыкли жить большим коллективом, где постоянно на их глазах десятки сверстников. У них нет личного пространства, все общее, и это длится годами».

Детские дома – закрытая территория, где дети растут как в теплице, на всем готовом, не зная реалий жизни вне стен учреждения. А когда выходят в жизнь и получают отдельную квартиру, остаются одни, замыкаются в себе, бывает, озлобляются. По той же причине не могут ужиться в приемных семьях, нередко возвращаются в интернаты.

«Мы постарались сделать так, чтобы хотя бы в выходные дни дети находились в семьях, получали о них представление, что называется, изнутри, – говорит Вадим Меньшов. – Скептики пророчили, что наших «умственно отсталых» никто не будет брать на постоянное воспитание. Берут. За семь лет такой работы всего три возврата, и то на самом первом этапе. Сейчас – нет».

Директор рассказывает, что в школе с 2004 года работали специалисты Уполномоченной организации по патронатному воспитанию. Психологи, социальные педагоги не только помогали воспитанникам и гражданам, желающим помочь сироте, найти друг друга, но и сопровождали патронатные семьи. Оказывали им необходимую помощь в самых разных жизненных ситуациях. Как результат, дети перестали возвращаться в интернат.

А два года назад деятельность патронатной службы перешла на новый уровень. Школе-интернату доверили создать Окружную уполномоченную организацию (ОУО) по сопровождению детей-сирот в условиях семейного жизнеустройства. Она участвует в устройстве воспитанников в замещающие семьи (на патронат, под опеку, в приемную семью), оказывает поддержку семьям, испытывающим трудности в воспитании сирот. То есть интернат находится рядом от и до: подготавливает семьи, которые хотят принять ребенка, готовит его самого к переходу в новые условия, поэтапно поддерживает семью на основе специально разработанных здесь же программ.

Особое направление в деятельности ОУО – работа с семьями, находящимися на грани лишения родительских прав, и с теми родителями, которые хотели бы восстановиться в правах. Задача та же: ребенок должен жить в семье.

Большие братья, большие сестры

«У нас на сто детей больше ста человек персонала – учителя, логопеды, воспитатели, психологи, социальные педагоги, преподаватели лечебной физкультуры, – продолжает Вадим Меньшов. – Но не для каждого ребенка можно найти близкого человека. Поэтому пятый год в интернате активно развиваются волонтерство и наставничество».

Здесь помог американский проект «Большие братья, большие сестры», который успешно работает в США и Европе. Это когда к детям приходят те, у кого есть потребность посильно и бескорыстно помочь. Могут взять к себе домой на время, погулять, сходить на выставку, в кино. В первое время, кстати, приходили только иностранцы, а сейчас – в основном соотечественники.

Конечно, каждый день эти люди бывать в интернате не имеют возможности, но дети всегда с ними на связи, могут им позвонить, поделиться чем-то, рассказать о проблеме, просто поговорить. Так у ребенка появляется свой близкий человек. Ребята постепенно вписываются в общество, приобретают социальный опыт, уверенность в своих силах.

По вечерам в школе народу в два раза больше обычного: приходят «большие братья и сестры», репетиторы. «Мы открыты для всех, – говорит директор. – Можно просто прийти и посмотреть, как живем. Детям очень нужно общение, и таких контактов немало. Есть известные люди. Например, семья композитора Игоря Матвиенко. Или известного фотохудожника Елены Боско. Много других известных людей, которые просят себя не называть. В их числе – семьи крупных государственных чиновников, они поддерживают наших детей скромно, не выделяясь».

Интересная деталь – в интернате сделали собственную учебную… квартиру. В нее селят дней на десять старшеклассников, готовящихся к выпуску. И (первый раз в жизни!) ребята делают все самостоятельно – от покупки продуктов, приготовления пищи до планирования досуга. Для них это житейская практика, для педагогов – индикатор эффективности воспитания: сразу видно, что нужно исправить, чему еще научить.

Диагноз – не приговор

Каждый выпускник, вступая в самостоятельную жизнь, остается в поле зрения. За 20 лет выпустили 357 воспитанников. И за исключением малого числа несостоявшихся (14 человек) остальные – успешные предприниматели, государственные служащие, офицеры, папы и мамы, в том числе многодетные.

«Не всегда диагноз «интеллектуальная недостаточность», поставленный ребенку на пороге поступления в школу, подтверждается в процессе обучения, – говорит Вадим Меньшов. – Случается, что ребенок на каком-то этапе развития делает огромный шаг вперед, и возможности к усвоению учебного материала значительно увеличиваются. Чтобы доказать это, мне пришлось провести своеобразный эксперимент. Выбрал несколько успешных ребят, пригласил специалистов городской медико-психологической комиссии и попросил их посмотреть детей на предмет снятия диагноза. Ответ был – невозможно, их развитие не соответствует стандартам возрастной нормы. Но благо что у нас очень внимательный руководитель окружного управления образования – Валентина Бадил. Она дала добро, и я отнес документы воспитанников в соседнюю общеобразовательную школу. Договорился с директором: давайте попробуем. В результате один из ребят закончил одиннадцать классов всего с двумя тройками, и сейчас он студент университета туризма и сервиса. Другой заканчивает школу, не худший ученик в классе. И остальные нормально учатся. У нас таких ребят уже семеро. Глядя на их успехи, девятиклассники (по коррекционному статусу мы – девятилетка) параллельно с обучением у нас поступают в вечернюю школу и получают общее среднее образование. Не все достигают желаемого результата, но от этого победы тех, кто справился, еще ценнее».

Накопленный школой опыт стараются обобщать. На средства спонсоров выпустили несколько разработанных педагогами пособий. Это, к примеру, «Записная книжка выпускника», где даются подробные консультации по жизненно важным вопросам, правам и обязанностям: куда обращаться за юридической помощью, как оформить деловые бумаги, устроиться на работу, вести домашнюю экономику, приготовить пищу и так далее. Выпустили брошюры «Из опыта работы социального педагога с детьми с отклонениями в развитии», «Дневник наблюдений воспитателя» с набором возможных ситуаций и примерами их разрешения.

Особая ценность этих изданий в том, что ни в одном вузе страны не готовят специалистов для детских домов, и эти пособия помогут тем, кто работает в интернатах, а также приемным родителям.

Мечта директора

«Есть у нас один заветный проект: мечтаем создать на базе интерната Центр помощи семье и ребенку «Филевский дом», – делится директор. – Он должен помочь как раз в создании эффективных малокомплектных детских домов, где намного проще приблизить воспитанников к семейным формам жизни».

И сейчас здесь удобные классы, уютные спальни, хорошо оборудованные мастерские, медицинские кабинеты, большая ухоженная территория, радующая летом цветами и зелеными насаждениями. Но здание старое, требует серьезного ремонта. По словам Вадима Меньшова, попечительский совет интерната нашел средства на строительство рядом нового корпуса. Так что мечта о «Филевском доме» может превратиться в реальность.

Олег Паденко

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация