Трое из дворца
Зеленая планета, а на ней улицы и дома, леса и поля, и конечно, электрон – словно улетевший с герба Зеленограда на эту веселую карту, сделанную в технике эмали. Работа (на снимке) так и называется – «Планета Зеленоград». Таким свой мир нарисовали дети, а значит, на такой планете они хотят жить. Создавать красоту ребят научила художник-эмальер Людмила Анненкова.
Посадить за стол и дать детям в руки кисточки и краски – это одно, а научить сложнейшей технике, научить продумывать предстоящую работу, как проект, – совсем другое. Этим и занята Людмила Анненкова, во многом благодаря которой искусство перегородчатой эмали вышло в нашей стране на новый уровень – монументальный. Она оформляла фойе домов культуры на Урале и в Москве, создавала интерьеры станций московского метро – например станции «Отрадное». Во Дворец детского творчества пришла с собственной программой – обучить детей и сделать с ними серию работ к юбилею Зеленограда. Для этого сначала пришлось переделать «дворцовый» выставочный зал. Власти помогли деньгами, и в зале появилось профессиональное освещение, а затем и необходимое для работы оборудование.
Егор Дума, Даша Максимкина, Настя Солдаткина – эта тройка юных художников сложилась в результате долгого отбора. Когда Зеленоград готовился отметить пятидесятилетие, был объявлен набор в юные художники. Поначалу детей было много, а остались по-настоящему пристрастившиеся к увлекательному делу. Перегородчатая эмаль – это сложный многоступенчатый процесс: рисунок, его воплощение в металле, закладывание цветной эмали в металлические ячейки, обжиг в печи. Все три ученика овладели им и скоро представят свои работы на столичной выставке молодых талантов.
Даша Максимкина (на снимке) – прирожденный анималист, обожает животных и выразительно их изображает. Приносит своей учительнице то паучка, то улитку, то гусеницу: «Посмотрите, как она хороша!»
– Этот ребенок – сложившийся художник, ей прямая дорога в художественное училище, – уверена Людмила Юрьевна.
Егор и Настя тоже могут пойти этой дорогой, потому что целиком погружены в творчество.
У Анненковой свой подход к воспитанию юных художников. В мастерской звучит музыка, учитель и ученики вместе смотрят работы знаменитых мастеров, обсуждают прочитанные книги. Так дети учатся слушать, видеть, собирать материал по теме, которую надо будет воплотить в произведении. Занятия переходят из зала в парк: двери ведут в него напрямую. Вместе рассматривают траву, листья, осязают окружающий мир, прикасаясь к коре сосны и чувствуя ее фактуру, тепло и красоту.
Здесь их каждый день ждет новое. Узнают о символизме, если делают работу «Синяя птица» по Метерлинку, о Гумилеве, Чехове, Гоголе. Работа над темой «Черевички для Гоголя» была первой большой задачей, с которой ребята блестяще, по мнению Анненковой, справились. Они задумали и создали триптих, где Россия предстает долгой дорогой от Диканьки до Санкт-Петербурга. На этой дороге есть лошади и ямщик, хатки Малороссии, домики русской деревни и шпили Северной столицы.
Дворец детского творчества, рядом с которым Людмила Анненкова живет и где преподает, находится на площади Колумба. Это символично: во дворце она расписала потолки и стены фигурками летящих мальчиков и девочек, которые познают мир как свою планету. Здесь есть зимний сад, куда она выводит подопечных, чтобы любовались экзотическими цветами и отдыхали душой после труда над очередным проектом. Таково трепетное отношение большого художника к маленьким. А когда в их выставочный зал приходят дети, экскурсия проходит так: гости выстраиваются за гидом гуськом, тот бьет в колокол, и «паровозик» везет их в путешествие по стране чудес, где у каждой остановки есть волшебное имя – полустанок «Акварель», станция «Масляная живопись»… По пути им рассказывают и о керамике, и об эмали, показывают работы юных художников.
– Я постоянно задумываюсь: как рассказать им о времени?– говорит Людмила Юрьевна. – Вывела как-то на улицу и показала цветочки, которые живут три дня, и этот Дворец, который живет уже 20 лет. Объяснила, что все это – время и пространство, своеобразные часы. Они слушали, и в их работах все стало оживать и двигаться: слон летит как облако, гусеница смотрит задумчивым живым глазом. А когда услышали про русский символизм, про «Бубновый валет» и «Голубую розу», стали приставать: а мы кто? А вы, говорю им, недоучки – мало читали, мало знаете. И в них взыграли амбиции! Теперь вот Егор говорит: мой любимый поэт – Маяковский! И Настя: у меня тоже есть любимый поэт – Рубцов. Читала нам его стихи.
Людмила Анненкова не жалеет сил, чтобы дети стали мыслителями, интеллигентами, а потом уже – творцами и мастерами. Потому что без образования нет художника. Ее воспитанники уже интеллигентны и образованны – тому порукой их творчество.