18:13:23
23 ноября 2024 г.

Не бойся, мы с тобой

РазноеВ новом учебном году во всех районах Москвы появились школы инклюзивного (включенного) образования. В них совместно обучаются здоровые дети и школьники, имеющие ограниченные физические возможности, а также социальные сироты. Зачем это делается и как происходит? Ответ корреспондент «КР» нашел в одной из таких школ – Центре образования № 1441 «Бронная слобода», что в Большом Козихинском переулке.

Москва – Кострома

Впервые с «особыми» детьми педагоги центра встретились в Волжском детском доме, когда начали развивать образовательный проект «Москва – Кострома, жемчужина России». Приехав туда с учебными программами, посетили одно из коррекционных детских учреждений – здесь приняли первых малышей-сирот и ребят, чьи отцы и матери лишены родительских прав. Всем им как раз и требовалось «особое» образование.

«Мы долго готовились к встрече вместе с нашими школьниками, – рассказывает директор центра Наталия Кузнецова. – Детский дом еще только сформировался, там почти ничего не было, а маленьким инвалидам в возрасте от 3 до 8 лет требовалось повышенное внимание. Привезли игрушки, книжки, одежду, все оказалось кстати».

Так состоялся первый опыт, ставший поворотным – именно эта встреча определила отношение коллектива учителей и школьников к инклюзивному обучению. А детдомовцы увидели, что есть другая жизнь, другие интересы, другие взаимоотношения, другое детство. «Интересная деталь, – говорит директор. – О некоторых сиротах даже не было известно, когда они родились. Так вот, именно наша первая встреча стала датой их рождения. Так и записали в документах».

Педагоги центра совместно с «Радио России» стали находить для подопечных сирот приемных родителей. За первые годы дружбы и помощи новых пап и мам нашли 30 детдомовцев. Сейчас их намного больше. «Мы их не забываем, продолжаем отслеживать судьбы, ведем переписку, – делится Наталия Кузнецова. – Нынешней зимой на десятилетний юбилей детдома приехали выпускники, которые нашли себя в жизни, живут не только в Костроме, но и в других городах России, и за рубежом».

Самое активное участие в работе с воспитанниками Волжского детского дома приняли школьники с 8 по 11 классы. Каждый год ребята из «Бронной слободы» бывают в Костроме, затем принимают костромских друзей сами. Учащиеся и педагоги показывают свою школу, для гостей устраивают экскурсии по Москве, организуют развлечения, детдомовские ребята всегда возвращаются к себе с подарками. Так в умы и сердца школьников закладываются базовые человеческие ценности, формируется потребность оказать помощь тем, кому трудно.

Приняли как своего

В школу в Большом Козихинском переулке ученик с особыми образовательными потребностями впервые пришел в прошлом году. Саша, сирота при живых родителях, – ребенок с полным синдромом аутизма. Дети с таким заболеванием замкнуты, очень остро воспринимают одни стороны жизни и не замечают другие. Самостоятельно включиться в нормальную жизнь они не могут, к ним нужен особый подход. К учебе в школе Сашу подготовили в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской». Сейчас он в одном классе со здоровыми детьми, но к нему прикреплен тьютор – педагог, сопровождающий учебный процесс. Директор центра особо подчеркивает, что воспитанник проходил занятия в индивидуальном порядке только первые полгода, а когда пришел в класс, дети приняли его как своего.

Недавно в «Бронной слободе» появился еще один социальный сирота с таким же диагнозом. Миша пока проходит адаптацию, но педагоги уверены, что первый положительный опыт поможет в работе с ним. «В дальнейшем список инклюзивных учеников будет расти – мы к этому готовы», – говорит Наталия Кузнецова.

С первого класса здесь обучаются и четверо круглых сирот. Они имеют опекунов, хорошо учатся. Одна из них закончила девять классов и решила продолжить образование в колледже. Другая, Юля Пучкова, готовится получить аттестат зрелости и поступать в Академию экономической безопасности МВД.

На татами и у плиты

Инклюзивное обучение тесно связано с благотворительностью. В Центре образования № 1441 такую деятельность ведет Федерация дзюдо Москвы, которой руководят президент федерации, председатель Мосгордумы Владимир Платонов и вице-президент федерации Дмитрий Кузнецов. У федерации под опекой два психоневрологических коррекционных интерната, откуда детей привозят в «Бронную слободу» на занятия, которые дважды в неделю ведут тренер и врач-реабилитолог. А помогает взрослым и детям специальная спортивная программа «Доктор дзюдо». Занимаясь единоборствами, ребята развивают мышцы, укрепляют костную систему, отрабатывают умение ориентироваться в пространстве. Именно здесь многие из них начинают вести по-настоящему активный образ жизни.

Для «особых» дзюдоистов организуются соревнования, на базе центра уже началась подготовка наиболее перспективных атлетов к паралимпийским играм. Часть из них вошла в сборную команду страны по дзюдо для слабослышащих.

Кроме того, школа дружит с клубом «Подсолнух», который объединяет 60 детей с особыми образовательными потребностями. Ребята увлеченно соревнуются на спортивных праздниках.

Вообще же в центре практикуют несколько направлений совместного развития детей с разными показателями здоровья. Помимо учебы и спорта, это занятия в художественно-эстетических классах, лабораториях, мастерских, в бассейне и даже на школьной кухне. «Из ребят, получивших инклюзивное образование, могут получиться хорошие парикмахеры, массажисты, косметологи, флористы, садоводы, швеи, – считает директор центра Наталия Кузнецова. – Но нужна подготовка специалистов по совместному образованию, нужны государственные гарантии трудоустройства выпускников таких учреждений».

Отказа не будет

Похоже, эти пожелания уже услышаны, причем на самом высоком уровне. На заседании Совета по делам инвалидов президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что в стране необходимо создать такую систему образования, чтобы дети и подростки с ограниченными физическими возможностями могли обучаться среди здоровых сверстников. Это нужно не только им, но и в неменьшей степени всему обществу.

По официальным данным, в России 1,5 миллиона детей имеют отклонения в развитии. Более 200 тысяч учатся в коррекционных школах, хотя могут учиться в обычных. А по сведениям столичного департамента образования, в Москве уже сейчас около 50 тысяч детей-инвалидов смогут учиться в образовательных и специальных учреждениях. Чтобы устроить туда ребенка, родителям нужно обратиться в окружные управления образования. Отказа не будет.

Олег Паденко

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация