Экспонаты на собственном ходу
Интеграция, как выяснилось, никуда с кончиной СССР и соцлагеря не делась. Москва по-прежнему закупает для своего общественного транспорта электрооборудование в Венгрии, трамваи – в Чехии, моторы и сочленения для автобусов – в Германии. Зачем изобретать велосипед, когда на нем нужно ездить здесь и сейчас?! Недавняя выставка «ЭкспоСитиТранс-2010» показала, что по этому поводу и спорить нечего.
Верным путем
В МВЦ «Крокус Экспо» были показаны новинки автопрома, хотя в залах на сей раз блистательно отсутствовали длинноногие девы около флагманских моделей. Специалисты уверенно ориентировались на названия известных фирм: МАЗ, ЛиАЗ, Метровагонмаш, СВАРЗ, Шкода, Ютонг, Хюбнер… Давно и прочно связанные между собой перевозчики, производители и разработчики встретились и обсудили, по какому пути будет двигаться транспорт. Хотя в главном этот путь понятен, и представители всех фирм в один голос называли заветное слово: экологичность.
Москва похвастала вагонами метро «Русич», новым трамваем, новым троллейбусом на основе… автобуса и еще многим другим.
Были тут и совсем скромные механизмы, которых мы, пассажиры, обычно не видим: вентиляторы для шахт метро, оборудование для тяговых подстанций, электродвигатели, системы смазки. Ну а вентиляторы стали хитом минувшего жаркого лета, поэтому неудивительно, что интерес к ним был особый.
Многие экспонаты удалось почерпнуть, так сказать, из жизни – попросту снять с маршрутов. Туда же они и отправились после выставки, сверкая лакированными боками. К слову, по этим бокам можно было заметить, что палитра цветов расширилась – по улицам Москвы нынче бегают красные трамваи и малиновые автобусы, что приятно оживляет городской пейзаж, особенно в межсезонье, когда основной цвет мегаполиса серый.
Первым экспонатом, который встречал гостей выставки, был трамвай: тут вам и экология, и комфорт, и новый дизайн салона. И пусть эти машины вытеснены из центра города, они прекрасно связывают те его части, куда не успевает метро. Остался трамвай и на Бульварном кольце – остался как московская история, своеобразная пошехонская старина, и как необходимость, – в центре города экологически безупречный трамвай желаннее самого современного автобуса.
Как рассказали представители ТРЗ (Трамвайно-ремонтного завода Мосгортранса), выставочный образец завод изготовил совместно с чешской компанией «Татра ТЗ». Последняя предоставила кузов и электрооборудование, а ТРЗ, где производится сборка вагона, обеспечил салонную часть. Это наш московский продукт. И столица делает этот продукт низкопольным, чтобы инвалид или мама с коляской могли спокойно войти в заднюю часть салона. Такой трамвай уже бегает по маршруту № 17 – от Останкино до Медведкова, отходил 20 тысяч км с начала года, а после выставки вернется на линию. В Генплане развития города до 2025 года новые трамвайные маршруты не забыты, вопрос упирается в финансирование проектов прокладки трасс до Гольянова, Бирюлева и поселка Северный.
Основное же направление работы ТРЗ – капремонт вагонов. На них ставят современное электрооборудование, после чего они могут трудиться еще 10–15 лет. Такие ремонты ТРЗ делает для Нижнего Новгорода, Краснодара, недавно выполнил заказ для Ярославля.
…С виду – автобус как автобус. Но представитель фирмы обратил мое внимание на «рога» – они были прижаты к крыше, потому и незаметны. Такие машины делает компания «Русские автобусы – Группа ГАЗ». Это еще одна новинка из разряда гибридов – автобуса с троллейбусом, автобуса на рельсах.
Экология Москвы заботит отцов города все больше, вот три таких гибрида с прошлого года и работают в 8-м троллейбусном парке. Еще шесть ожидают своего часа. Машины изготовлены Сокольническим вагоноремонтно-строительным заводом (СВАРЗ) совместно с Минским автозаводом. Новинка вмещает 100 пассажиров, низкий пол не только позволяет въехать внутрь инвалиду-колясочнику, но и ускоряет посадку пассажиров.
Машина, которую назвали СВАРЗ-6235, свою двойственную натуру использует на все сто: благодаря обойме аккумуляторов может двигаться без доступа к контактной сети. Это позволяет объезжать припаркованные на пути автомобили. Салон гибрида комфортабельный и хорошо отапливается (мощность его обогревателей выше, чем у других троллейбусов).
Короли городских дорог
Автобус был ярко-малиновым, а кроме того, невероятно длинным. Так называемый сочлененный автобус теперь достигает длины 18 метров! Вместимость, понятно, увеличилась, но вот маневренность пострадала: как такому гиганту развернуться, особенно в час пик?
– Это городской автобус, сделанный в Вологде. Москва таких не покупает, ей нужны полностью низкопольные модели, а этот только наполовину с низким полом, – сообщил начальник производства Вологодского машзавода Олег Свердлов. – Мы работаем также над проектом экологически безопасного электробуса. Конкуренция большая: кто быстрее применит новые материалы, новые комплектации, тот и выйдет победителем. Пассажирам, конечно, важно ехать в красивом автобусе, но не менее важны экологичность и надежность машины. А кроме того, нужно, чтобы и водитель чувствовал себя в кабине как дома.
Журналисты трогали велюровую обшивку сидений в салоне и любовались зеркалами заднего вида, а специалисты обращали внимание и на другие вещи – открыли заднюю крышку моторного отсека и углубились в изучение того, удобно ли чинить такую машину, и что будет, если ее толкнет сзади другое авто?
Как рассказал сотрудник ЛиАЗа Андрей Фролов, недавно он побывал в Челябинске на «разборе полетов» после ДТП с подобным автобусом. Там «Жигули» ударили автобус сзади и пострадал блок фар и шкив, возникла угроза коленвалу.
– Любая машина для перевозок людей должна проектироваться так, чтобы она получилась безопасной, надежной и удобной в эксплуатации, – резюмировал специалист.
После 18-метрового МАЗа желтый автобус фирмы «Ютонг» кажется компактным и уютным. Он вмещает 50–60 человек (в зависимости от модели), и такие машинки – нечто среднее между огромными МАЗами и маршрутками. По словам Михаила Майорова, представляющего фирму-посредника в России, 200 таких машин купил в Санкт-Петербурге один частный перевозчик. Они успешно вписались в коммерческие маршруты Северной столицы.
Подземная революция
Вагон метро «Русич» стоял на выставке, как памятник. Точно такие вагоны привозят пассажиров в КрокусЭкспо, они есть и на Кольцевой линии. Поскольку доля метро в общественных перевозках составляет в Москве более 56%, роль подземки трудно переоценить. Выход линий за территорию столицы своего рода революция, которую с нетерпением ждали жители московского района Митино и подмосковного Красногорска.
И еще одна революция: новые вагоны метро первоначально спроектированы как автоматические. В конце этого года на участке Строгино-Митино начнутся работы по отработке автоматической системы управления метро. Это – одна из самых надежных и продуманных систем в мире, когда вагоны управляются без машиниста из единого диспетчерского центра. Для многих пассажиров вагон «Русич» уже стал привычным, а скоро он заменит все старые вагоны.
Рельбус – на новые рельсы
– Рельбус – это автобус на рельсах, – объяснил Александр Тотиев, главный конструктор проекта. – Такие машины в столице не ходят, их предприятие «Метровагонмаш» (г. Мытищи) поставляет на те участки железных дорог страны, которые не электрифицированы. Рельбус состоит из трех вагонов и оснащен дизелем, а остальные опции у него даже лучше, чем у электрички: есть биотуалет, салон не хуже, чем в самолете. Их покупают Венгрия и Чехия, страны СНГ. А на этой выставке он вызвал интерес иранских дорожников. Колея 152 см – стандартная для многих стран, так что спрос на него может быть широким.
Как в знаменитой симфонии Гайдна, где со сцены один за другим исчезают музыканты, экспонаты выставки покидали свои места. Вот тронулся в путь на маршрут огромный малиновый МАЗ, вот гуськом потянулись друг за другом бело-зеленые московские маршрутки, тихо двинулся в путь троллейбус с душой автобуса… Они вписывались в московские дороги – и покатились по ним, не привлекая внимания, потому что уже стали частью городского пейзажа: москвичи привыкли к новинкам, около которых только что теснились профессионалы автопрома и журналисты.