По номеру доверия
Мода на телефоны доверия зашла нынче так далеко, что всякая мало-мальски уважающая себя служба не мыслит приличного имиджа без этого инструмента общения с народом. Но именно в тех сферах, где, казалось бы, такой инструмент действительно может быть полезен, его зачастую нет.
Похоже, на это обратили внимание и в Совете при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Недавно Совет инициировал общенациональную информационную кампанию по противодействию жестокому обращению с детьми и введение единого номера детского телефона доверия.
Услышать ребенка
Труднообъяснимый пробел в профилактике детского и подросткового неблагополучия был еще раз высвечен отмечавшимся 17 мая Международным днем детского телефона доверия. В России он проходил во второй раз, нынешним его девизом было: «Информирование о телефоне доверия – шаг к безопасности ребенка».
Надо отметить, что еще год назад некоммерческий Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения начал реализацию проекта «Слышать ребенка». Проект прежде всего подразумевает информирование детей о возможности в любой момент получить экстренную психологическую помощь. И хотя подобная деятельность многочисленных социальных организаций и служб разрознена, не имеет единой концепции и координирующего центра, уже почти в половине регионов страны, в том числе в Москве, дети могут самостоятельно обратиться за помощью в трудной ситуации, набрав телефонный номер службы доверия. По таким номерам только в прошлом году обратились более 600 тысяч маленьких и взрослых россиян. Во многих случаях звонки прозвучали как сигнал SOS от несовершеннолетних, лишенных семьи.
Сейчас есть предпосылки к тому, чтобы уже в начале нынешней осени детский телефон доверия стал единым по всей стране, считают в Фонде защиты детей. Предполагается, что вначале его номер будет обычным, но вскоре станет коротким, из трех-четырех цифр. Позвонивший по единому номеру сможет поговорить с психологом, педагогом, юристом, врачом, представителем власти.
Президент фонда Марина Егорова рассказывает, что международные исследования, проведенные под эгидой ООН в 21 стране, включая Россию, показали: большинство актов насилия и жестокого обращения, жертвами которых становятся дети и подростки, совершаются людьми, которые являются частью их жизни. Это родители, родственики, учителя, одноклассники, работодатели, приятели. Вот статистика обращений на телефоны доверия в 2009 году: звонки по поводу насилия – 3,5%; по нарушениям прав ребенка – 3,3; по проблемам в семье и школе примерно поровну – 21,3 и 21%; по отношениям со сверстниками – 13,7; по состоянию здоровья и психическим расстройствам – 13,2%. В нынешнем году, по предварительным подсчетам, только доля по жестокому обращению и нарушению прав ребенка в совокупности может вырасти до 9%.
Основные обращения, по мнению специалистов фонда, вызваны тем, что родители не могут или не хотят в полной мере и регулярно удовлетворять потребности детей, решать их проблемы, вовремя дать совет, подсказку, рекомендацию. Такое отношение к собственному ребенку нередко ведет к краху семьи, выталкивает его на улицу. В то же время и сами родители звонят, когда не знают, какую линию поведения с ребенком выбрать, как наладить с ним отношения, вернуть утраченное доверие.
Для московских гаврошей
Российские операторы детских телефонов доверия сегодня объединены в ассоциацию, насчитывающую 280 служб, принимающих звонки от детей и молодежи. Один из таких операторов – московский телефон доверия «Гаврош». Он существует уже шесть лет – больше других. По данным руководителя службы Юлии Концовой, за это время на его номер поступило около 8 тысяч обращений. 92% позвонивших – дети.
Больше всего (это почти пятая часть звонков) детей волнуют отношения со сверстниками, чуть меньше – проблемы в семье, примерно столько же поступает обращений по учебе. На жестокое обращение в семье и вне ее пришлось 7% обращений.
Есть и чисто подростковые переживания. «К примеру, – рассказывает Юлия Концова, – позвонил на телефон «Гавроша» сильно расстроенный пятиклассник и сообщил, что влюблен в одноклассницу и не знает, как ей об этом сказать. Наши психологи отнеслись к звонку со всей серьезностью, постарались помочь ребенку с выбором модели поведения в такой «взрослой» ситуации. И попросили обязательно перезвонить…»
«Есть и такая проблема, – продолжает руководитель «Гавроша», – как чрезмерная загруженность школьников. Родители, чтобы отвлечь их от влияния улицы, загружают спортом, занятиями иностранными языками, музыкой и т. д. Часто это дает обратный эффект, нанося вред поведению и психике ребенка. Не удивительно, что многие не выдерживают, звонят и жалуются, что им трудно. В таких случаях решаем, как убедить родителей, что у ребенка должно быть время, которым он мог бы распоряжаться самостоятельно. А в общем просто стараемся перевести детский язык на взрослый. И наоборот – взрослый на детский. То есть повернуть родителей и детей лицом друг к другу».
Номер телефона доверия «Гаврош»: 8-499-134-81-81.