Не расскажет и не простит
Как понять, что ребенок страдает от насилия в семье, если он еще настолько мал, что не может объяснить происходящее? Семинар-практикум «Ранняя диагностика семейного неблагополучия» провела в Комплексном центре социального обслуживания (КЦСО) «Восточное Измайлово» ведущий специалист отдела Московской службы психологической помощи населению в Восточном округе Александра Попова.
Закрытые двери семьи
Семинар, организованный муниципалитетом Восточное Измайлово и отделом Московской службы психологической помощи населению в ВАО, собрал педагогов района, работающих с трудными детьми, специалистов отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних КЦСО, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, межрайонного центра «Дети улиц ВАО», центров социальной помощи семье и детям Восточного округа.
Первый подобный семинар прошел в конце 2009 года и заслужил положительную оценку специалистов, получивших возможность обменяться опытом, чтобы применить достижения коллег в собственной практике. На этот раз лекция-диалог психолога Александры Поповой была адресована педагогам, работающим с самыми маленькими – детьми из детских садов и тем, кто занимается с малышами в детских досуговых клубах.
Психолог рассказала, как определить, что ребенок испытывает насилие (физическое, психологическое, сексуальное) по его состоянию, внешнему виду, игре, рисункам и другим признакам. Она подчеркнула, что не всегда насилие – это действие: бывает, что и бездействие близких людей наносит тяжелый урон физическому или психическому здоровью ребенка. При этом выявить жестокое обращение с детьми в семье бывает непросто. Ведь семья – закрытая структура, внутри которой ребенок эмоционально привязан к насильнику и зависим от него. Это создает условия для психологической агрессии против ребенка?– наиболее распространенного вида насилия, который лежит в основе всех остальных, при этом оставаясь наименее очевидным.
Ведущая семинара подчеркнула, что реакция на насилие у детей бывает прямо противоположной. Ребенок либо замыкается в себе, проявляя синдром жертвы, либо превращается в агрессора по отношению к сверстникам. Первого хочется пожалеть, второго – наказать, но в любом случае – это сигнал SOS, игнорировать который педагоги не имеют права.
Семинар-практикум вызвал живой интерес у педагогов Восточного Измайлова. Так, по мнению заведующей детским садом № 1522 Кристины Момзяковой, профессиональные консультации очень нужны прежде всего молодым воспитателям, не обладающим достаточным опытом распознавания состояния ребенка. Она отмечает, что, к сожалению, в детских садах нет психологов, а чем меньше возраст ребенка, тем сложнее выявить проблемную семью.
Вам десять месяцев? Приходите
Такие встречи органично вписываются в контекст разработанного Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы порядка взаимодействия различных структур в деле раннего выявления семейного неблагополучия. По замыслу, в этой работе должны быть воедино собраны усилия органов местного самоуправления и исполнительной власти города, федеральных структур.
Особое место, по мнению Риммы Новокрещеновой, главного специалиста управления социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, в этой системе должна занять психологическая служба. Что уже происходит: в Центральном округе, например, прошли сборы психологов из различных ведомств. Требуется, чтобы люди были информированы о том, где именно на той или иной территории они могут получить квалифицированную психологическую помощь для своего ребенка.
В этом отношении уже сейчас интересен опыт района Восточное Измайлово. Здесь, например, работает детский клуб «Умка», педагоги и воспитатели которого занимаются с детьми в возрасте от 10 месяцев и их родителями. Главная цель – научить молодых пап и мам любить своего ребенка, взаимодействовать с ним. Создан семейный клуб «Покров». Тут проводятся лекции для родителей, действует семейный интернет-портал, на котором можно задать вопрос психологу и получить квалифицированный ответ, работают психологи-волонтеры.
Подводя итоги семинара, руководитель муниципального образования Восточное Измайлово Владимир Пронин заверил, что начатая работа будет продолжена. В разработке?– цикл лекций, бесед, круглых столов. «В районах надо создавать психологические центры?– там, где созрела почва, – считает он. – Мы у себя в Восточном Измайлово готовы сделать это на хорошем профессиональном уровне».