12:17:20
23 ноября 2024 г.

Доктор, ты не прав?

РазноеПосещение врача редко кому доставляет радость. Настроение после таких визитов здоровья не прибавляет. Но что делать, ведь доверить свое здоровье и даже жизнь мы можем только им, веря их слову, надеясь на их поддержку, и даже… помощь.

Только через карту

Прежде всего при первом же обращении постарайтесь максимально проинформировать врача о всех своих болячках: есть ли аллергические реакции, перенесенные операции, хронические заболевания. Проследите, чтобы врач отразил в медицинской карточке не только результаты обследования и назначенное лечение, но также и все ваши «откровения». Если услуга платная, у вас на руках должен оказаться приблизительный план лечения с указанием его стоимости. Все это отражается в договоре, заключенным с медицинским учреждением.

В случае неисполнения или нарушения договора вы имеете полное право требовать от медицинского учреждения возмещения убытков, которые вы понесли, а также возмещения морального вреда.

Как действовать в случае возникновения конфликта, рассмотрим на конкретных примерах.

Несколько месяцев назад я удалил больной зуб, за что заплатил 2 тыс. руб. В результате этой процедуры мне занесли в полость рта инфекцию, из-за чего я перенес еще две, уже непростые, очень недешевые операции. Несет ли какую-нибудь ответственность за мои материальные и моральные потери организация? Ведь за операциями последовало и длительное лечение.
Анатолий Шпак

Безусловно, несет. Однако прежде надо доказать, что ухудшение вашего здоровья действительно явилось следствием непрофессиональных действий медицинских работников. Для этого при обращении в лечебное учреждение по поводу вторичного заболевания нужно было сообщить о первом случае и проследить, чтобы это было зафиксировано в вашей амбулаторной карте. Если новый лечащий врач установил, что ваше недомогание – следствие предыдущего неправильного лечения или операции, у вас должна была остаться об этом запись в карточке.

Если все эти условия выполнены, вам нужно найти документы, подтверждающие ваши расходы на ликвидацию последствий от непрофессиональных действий первого врача?– это чеки, направления на процедуры и их оплата, санаторное лечение, плата за прием врача.

Ваши отношения с лечебным учреждением, в которое вы обратились по поводу первого заболевания, должны быть подтверждены аналогичным образом (факт обращения, заключение врача, назначение, лечение, квитанции об оплате, если лечение было платным). Все эти документы лягут в основу претензии к виновному медицинскому учреждению или искового заявления, в котором вы, кроме того, имеете право согласно закону РФ «О защите прав потребителей» потребовать возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного вашему здоровью или жизни.

Карточка?– собственность поликлиники

При моем обращении в платную клинику врач посчитал необходимым ознакомиться с историей моих болезней детского и подросткового возраста, для чего мне было необходимо получить свою амбулаторную карту или ее копию из архива детской поликлиники. Там в выдаче карточки или ее копии мне отказали. Имели ли они право так делать?
Карина Табакаева

При переводе вас из детской поликлиники во взрослую врач-педиатр составляет так называемый переводной эпикриз на подростка. Все клинически значимые факты (о перенесенных заболеваниях, сделанных прививках и, возможно, реакции на них, установленных и снятых диагнозах и т. д.) фиксируются в этом эпикризе.

Медицинская карта, в которой зафиксирована история ваших болезней, является собственностью поликлиники и должна храниться в ней. Вы можете любезно попросить выдать вам ее на время, по заявлению. А детская поликлиника имеет право как пойти вам навстречу, так и отказать в выдаче копии того же самого переводного эпикриза.

Где правду искать

Куда жаловаться на действия и лечение медицинского учреждения?
Елена Пастухова

Если вас не устраивает лечение в государ-ственной клинике, очень хороший эффект дает обращение в территориальный фонд обязательного медицинского страхования или в вашу страховую компанию, указанную в полисе. Если есть жалоба на платный медцентр, имеет смысл обращаться в Департамент здравоохранения.

Сомневаетесь – требуйте консилиум

А имеет ли право пациент отказаться от лечения или от врача, усомниться в правильности действий последнего и потребовать созвать консилиум?
Иван Завьялов

Конечно. Пациент имеет законное право на отказ от любого медицинского вмешательства. В таком случае этот отказ оформляется записью в медицинской документации и визируется гражданином либо его законным представителем и медицинским работником.

Отказ от лечения может быть обусловлен совершенно разными причинами. Главное, чтоб пациенту предварительно были разъяснены все возможные последствия такого решения. Вообще, самым важным правом пациента, без сомнения, является право на информацию, поскольку человек может разумно распоряжаться собой только в том случае, когда он достаточно полно осведомлен, чтобы принять правильное решение. Более того, врач должен ему разъяснить методы обследования и методы лечения как на амбулаторном, так и на стационарном этапе лечения. И объяснить, почему назначаются те или иные препараты. Это регламентировано медицинской этикой.

Как можно получить полис и где он действует?
Альберт Садовский

При официальном трудоустройстве полис вам выдаст работодатель. Если вы не работаете (или работаете неофициально), но в Москве зарегистрированы, его можно оформить по месту жительства. Где именно – вам расскажут в районной поликлинике. Если вы не работаете и не зарегистрированы, полис нужно оформить по месту «прописки» в родном городе. Официально проживающие в Москве прикрепляются в поликлинике по месту постоянной регистрациии. Однако в некоторых случаях – например, при проживании на съемной квартире или у супруга – вы также имеете право прикрепиться к поликлинике по месту фактического проживания.

Открывайте кошелек

Врач в муниципальной поликлинике предложил пройти некоторые процедуры за деньги. Это нормально?
Мария Коньшина

Каждый пациент имеет право на бесплатную медицинскую помощь за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования. Однако на практике люди нередко сталкиваются с тем, что для проведения того или иного обследования или лечения врач предлагает заплатить деньги. В таких случаях нужно обратиться к руководству лечебного учреждения – главному врачу, заведующему отделением, или в свою страховую компанию – и узнать, действительно ли эта медицинская услуга платная.

Бывают случаи, когда в поликлинике нет медицинской аппаратуры для проведения того или иного обследования или лечения, отсутствует специалист для консультации, и лечащий врач рекомендует обратиться в частный медицинский центр. Такие действия тоже неправомерны. Доктор обязан выписать пациенту направление в государственное медицинское учреждение, где есть возможность предоставить эти услуги бесплатно.

Платные услуги нестрогой отчетности

В платном учреждении не дают чек, деньги получают в регистратуре и складывают в свой «кошелек». На мою просьбу дать накладную или квитанцию сказали, что касса у них находится в центральном офисе. Может, я слишком много требую?
Марина Смирнова

Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин. Если их нет, вам должны выдать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержденный в установленном порядке.

При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:
– назначить новый срок оказания услуги;
– потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
– потребовать исполнения услуги другим специалистом;
– расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» или договором.

Медицинское учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной медицинской услуги, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

Анна Зыкина, юрист

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация