Эти дикие «москвичи»
Они живут в нашем городе и иногда объявляются среди нас. Правда, стараясь обычно как можно быстрее с наших глаз – долой…
Незаметные соседи
Речь, конечно же, о животных. Причем о самых, что называется, диких.
Для справки:
На территории столичных заповедных зон насчитывается:
Лосей – 10–12. Проживают на Лосином Острове.
Лисиц – около 15.
Куниц – вдвое меньше.
Хорьков – всего три особи.
Енотовидных собак – одна-две.
Зато довольно много горностаев и ласок. Немало зайцев: беляка можно встретить в крупных зеленых массивах. Русаки предпочитают селиться и размножаться там, где есть луга и пахотные земли, например в Марьинской и Братеевской поймах. А районы реки Сетунь и Химкинского водохранилища приглянулись шести бобрам, и результат их активной созидательной дельности всегда заметен: строят плотины. Специальная служба департамента природопользования Москвы пытается их из города выдворить, и пока – безуспешно.
Безобидных белочек, к счастью, никто не считал.
И все-таки посчитали
Недавно в Москве был проведен учет всех диких животных, обитающих на территории столичных заповедников. Это первая подобная перепись за 10 лет.
Как именно она проводилась, мы поинтересовались у заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Владислава Холодкова:
– На 42 природных территориях города, в том числе и на всех особо охраняемых, было составлено более 100 маршрутов (всего – 250 километров). К работе по учету диких животных привлекались не только сотрудники департамента, но и добровольцы. Раздавались анкеты, в которых нужно было отметить «повстречавшихся» на пути животных. Специальных знаний для этого не требовалось, достаточно было лишь сравнить следы, оставленные животными на снегу, с картинками в анкете.
А где оставшиеся 0,5 лося?
Для диких животных в условиях мегаполиса сложились почти экстремальные условия. Животные не могут самостоятельно мигрировать из города. Они заперты в нем – лесопарковый пояс Подмосковья практически уничтожен.
Площадь Лосиного Острова 3000 га. И если для белки здесь вполне вольготно, то для сохатого столичного разлива – будет маловато. Например, где-нибудь в тайге на 1000 гектаров (на языке статистики!) лосей в среднем – 1,2 головы. То есть на Лосином Острове должно обитать (опять же математически условно) не менее 3,5 лося. А живут здесь не меньше 10 особей. Им тесновато, и обедом с собратом надо делиться: для полноценного питания животным необходима кора молодых сосен, ив и осин, а на Лосином Острове этим деревьям уже по 150–180 лет. То есть голодно лосям, пища «застоялась», наверное, хотелось бы отведать животному более молодую зелень. Вот потому-то в поисках ее и выходят они иногда из леса, и эти встречи опасны и для людей, и для животных.
Разных.
Князек с Дмитровки
Уже около 10 лет существует Красная книга Москвы – официальный документ столичного правительства, где собраны сведения о состоянии редких, исчезающих видов животных и растений. Здесь можно найти сведения о численности и местах обитания (для фауны) и прорастания (для флоры) в природных зонах столицы, о том, как ведется их защита.
Рассказывает Борис Самойлов:
– У нас действительно есть Красная книга Москвы, где проектируется защита заповедных, особо охраняемых зон. И пока ее толщина – всего 5–6 см. У других подобных книг, вне зависимости от полиграфии, объемы значительно больше. Это говорит о том, что мы должны как можно бережнее относиться к нашей близкой природе.
Дикие животные – это ее своего рода биоиндикаторы. Своим состоянием, численностью, активностью они сигнализируют нам, все ли в порядке с экологической ситуацией. Может, пора бить тревогу?
Скоро должно выйти новое издание Красной книги столицы. За 10 лет удалось найти немало новых видов. В Москве обнаружены даже те, что занесены в Красную книгу России! Например, маленькая птичка князек – белая с ярко-голубыми крыльями. На территории Москвы их живет всего одна пара – ее видели гнездящейся на реке Лихоборке недалеко от Дмитровского шоссе.
А на здании МГУ второй год подряд пытается гнездиться пара соколов-сапсанов. Раньше птицы там вили гнезда постоянно, но, похоже, решили покинуть город. Исчезли они и из Московской области из-за химических реагентов, применяемых в сельском хозяйстве. Несколько лет назад пернатых стали пытаться вернуть в город, специально выкармливая и запуская на Воробьевы горы. Все условия для вольной жизни есть: и удобное для птиц место, и много корма, и химии никакой. Кажется, попытки, как считают специалисты, наконец-то увенчались успехом…
Листья жгут
Как известно, по осени с улиц, аллей и даже в особо охраняемых заповедных территориях дворниками собирается листва. Складывается в кучи, а потом ее сжигают. Но, оказывается, делать это категорически нельзя. Особенно в заповедных зонах. И вот почему.
– Слой опавшей листвы, семена, мелкие веточки – это как подушка безопасности, – поясняет заведующий лабораторией московского региона Всероссийского института охраны природы Борис Самойлов. – В мусоре, состоящем из перегноя, живет 50 процентов всей органики, так необходимой для того, чтобы в нем развивался корм для птиц. Когда все это убирают граблями, чтобы создать английский газон, происходит нарушение экосистемы. А лесной массив превращается в опрятную красивую зеленую, но пустыню. С подобной проблемой уже столкнулась Европа, и в Красную книгу занесены многие птицы: вороны, скворцы. Исчезают грачи, сороки, галки – ведь первую неделю они выкармливают птенцов всякой беспозвоночной живностью, обитающей в этой рыхлой подстилке. Взрослые птицы, конечно же, перезимуют, для них найдется корм, но чем они будут выкармливать будущих птенцов летом?
Если вам известны случаи жестокого обращения с животными, если вы видите, что животное содержится с нарушением санитарных норм, позвоните, пожалуйста, на горячую линию Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы (495) 605-85-62. Помощь будет оказана всем – и диким, и бездомным, и домашним животным.