Игра, свобода, творчество
Зрелище это для москвичей уже стало привычным, но яркости своей от того не потеряло. На всю длину Лаврушинского переулка протянулась «Лавка мира – 2009», пока еще состоящая из отдельных разноцветных и разносюжетных фрагментов.
Пляски на скамейке
Люди ходят, смотрят, интересуются не дописанными еще шедеврами.
– Смотри, кто это там на лавочке танцует?
– Так это ж Андрей Бартенев!
И действительно, эпатажный арт-мастер в скромной голубой курточке лихо отплясывает со своим соавтором Вероникой Пономаревой, предварительно покрасив подошвы очередной краской, – вполне себе экспрессивная абстракция получается. Правда, на лавочках Бартенев, многократный участник скамеечных раскрасок, рисует не только ногами. Вот его черно-белое произведение, нарисованное обычным способом. Называется оно «Автопортрет».
– Два года назад я нарисовал полярную собаку, которая видела полярного медведя. Год назад я нарисовал медведя, который видел собаку, – поясняет художник сюжет для непонимающих. – Теперь в моем автопортрете можно увидеть и полярную собаку, и белого медведя.
Рисующий рядом Сергей Цигаль продолжает тему животноводства. Его похожие на облака овцы идут по бесконечной дороге вверх. Михаилу Козыреву, естественно, близка радиотема. Нарисованные на его лавочке ручки радиоприемника так и хочется покрутить.
На равных со знаменитостями художеством занимаются дети. И чувствуют себя в этой творческой обстановке вполне комфортно: рисовать на лавочке так интересно!
Все возможно
Такое единение характерно для всевозможных акций, проводящихся художниками Андреем и Марией Поповыми – основателями некоммерческого партнерства «Игра-3000». Они вообще за девиз: «Возможно все!». Например, взрослым, увязшим в жестких рамках серых будней, стать на время детьми и разукрашивать мир вокруг в разные цвета. Или детям из школ-интернатов и детских домов самим писать пьесы, которые им потом помогают ставить на профессиональной сцене лучшие мастера.
Идея проекта ClassAct – привлекать к созданию театральных постановок подростков из неблагополучных семей – принадлежит британскому театру «Трэверс». Пьесы, написанные детьми, уже чуть менее двадцати лет идут на родине проекта при аншлаге. И вот идея эта была перенесена на российскую почву. Участниками проекта стали подопечные благотворительного фонда «Подари жизнь», воспитанники школ-интернатов, детских домов из Владимирской и Суздальской области, подмосковных Мытищ и Дубны, дети из Северной Осетии, Армении, Азербайджана, Узбекистана и Москвы.
Творческий лагерь проходит в летние две недели и собирает под своей крышей до полусотни ребят. Очень разных. Порою очень нелегко идущих на контакт. Не верящих, что взрослым и вправду интересны их проблемы.
Попасть под радугу
– Они были совершенно закрыты, замкнуты, боялись друг к другу подойти, – вспоминала Маша Попова. – Пьесу писать – а как это? Неужели я могу написать пьесу?.. Драматурги стали вытягивать из детей мысли, желания, начали вместе играть. И вот недоверие постепенно стало таять. Ребята не только подружились, но и погрузились в свободную творческую среду. Степень концентрации невероятная! «Можно тебя на минуточку?» – спрашиваю. «Подождите, я думаю!» И это нормально, мы этот процесс уважаем.
В своих пьесах ребята писали не о «крепких орешках» или «властелинах колец», а о волнующих их проблемах: о жизни без родителей, о побегах из дома, о конфликтах со сверстниками, об отношении к инвалидам. Детям до конца не верилось, что их пьесы будут поставлены на профессиональной сцене Театрального центра имени Мейерхольда, театра «Современник». В качестве актеров выступали сами ребята, Чулпан Хаматова, Юрий Чурсин, Маша Попова…
– А какой восторг был, когда Гоша Куценко приехал! («Как будто попал под радугу», – сказал потом Куценко), – продолжает вспоминать Маша. – И в итоге – премьера. Представляете, сидит мальчик-ингуш, который ни разу в жизни до этого в театре не был, и смотрит, как играют его пьесу! Но самым тяжелым было расставание – все так подружились! Расставаясь, плакали и увозили с собой свои пьесы, блокноты с телефонами, адресами и пожеланиями от новых друзей, обещания когда-нибудь обязательно встретиться, фотографии и уверенность в том, что в этом мире нет ничего невозможного.
– Ну, а нашим делом было все организовать, создать атмосферу игры, свободы, творчества, – говорит Андрей.
Закрыть театральную тему, наверное, стоит словами Галины Волчек: «Провоцируя в ребенке желание через творчество сформулировать то, что его по-настоящему тревожит, можно добиться совершенно удивительных результатов. Вера в то, что каждый человек по-своему художник, что его голос интересен другим, позволит гармонизировать отношения с миром. Позволит понять, что через диалог… можно решить проблемы, спрятанные глубоко внутри». Впрочем, слова эти касаются не только театра: творческий диалог возможен в самых разных формах.
Как выживают динозавры в несогретой среде
Причем же здесь лавочки? – спросит читатель. Ну, во-первых, тот, кто раз попал в эту самую «атмосферу игры, свободы и творчества», создаваемую Поповыми, уже не захочет в дальнейшей жизни без этого обходиться. И люди из года в год принимают участие в их разнообразных проектах, будь то раскраска лавочек на Чистых Прудах или – городских фасадов, создание причудливых, выразительных авторских лавок (где на сайте соседствуют эскизы ювелира Стива Вебстера, сделавшего обручальные кольца Мадонне и Гаю Ричи, и обычной грузинской школьницы) или театральный проект. Так и со школами-интернатами и детскими домами дружба и совместное творчество продолжаются. А вырученные от продажи сегментов «Лавки мира» средства направляются на создание мастерских при детских домах – лоскутного шитья, гончарной и прочих. Так, например, год назад был открыт первый центр творческой помощи в Мытищинской школе-интернате музыкального воспитания для детей-сирот. В рамках благотворительной программы «Творческая помощь» также были собраны средства для создания новой детской площадки в Российской детской клинической больнице.
К участию в «лавочном марафоне» подключились и другие города. Акция «Лавка мира» прошла в Перми, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. И там расписанные художниками лавки предлагаются на продажу, чтоб пустить вырученные деньги все на ту же «Творческую помощь», а остальные передаются в музеи, галереи, детские дома и дома престарелых, интернаты, лечебные и образовательные учреждения, украсят детские площадки и парки. То же происходит и с дизайнерскими лавками, создающимися по оригинальным проектам.
– Нам говорят: вы с ума сошли, такую красоту – на улицу! Да этих ваших бабочек и динозавров через секунду заберут на дачу! – смеется Маша.
– А не надо бояться! – подхватывает Андрей. – Добро притягивает к себе добро. Нет такого понятия, как зло! Есть среда, которую…
– …Которую не согрели! (Хором.)
Среда согревается, и начинается цепная реакция добра. Так, многие известные художники не только пожертвовали «Творческой помощи» свои созданные в процессе акции работы, но и изъявили желание участвовать в проведении мастер-классов для детей-сирот.
Если кто не успел побывать в Лаврушинском в тот день, когда Бартенев отплясывал на своем произведении, могут посмотреть на то, что из этого вышло. Расписанные во время акции лавочки простоят возле Третьяковской галереи до 1 ноября.
Кстати, как относится высокое искусство к такому соседству?
– Вот памятник Третьякову как на все это смотрит? – спросил у Андрея Попова корреспондент.
– Думаю, как и все, – с интересом, – сказал Андрей и растворился в гуще событий.