Где-то есть дом…
Формы устройства на воспитание ребенка, оставшегося без родителей, разнообразны. Это опека и попечительство со стороны государства, усыновление, приемная семья, опекунство, патронат со стороны людей, пожелавших заменить сироте родителей. Все они требуют четкой правовой проработки. 14 апреля с. г. Московская городская Дума приняла закон № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве».
Все под контролем
В законе подробно описаны задачи уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа в отношении детей, оставшихся без родителей. При этом во главу угла поставлен приоритет семейных форм воспитания.
Из подробного перечня обязанностей сотрудников уполномоченных органов выделим следующие. Они организуют своевременное выявление сирот, избирают формы их устройства, ведут подбор, учет и подготовку желающих усыновить, принять под опеку, стать приемными родителями или патронатными воспитателями. Составляют и утверждают планы по защите прав ребенка, направляют сведения о нем в государственный банк данных. При необходимости управления недвижимым и ценным имуществом подопечного определяют доверительного управляющего. Осуществляют контроль за условиями жизни и воспитания принятых в семью детей, принимают меры по защите их жилищных и имущественных прав. А также немедленно отбирают ребенка у лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.
В течение 30 дней с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, утверждается план по защите его прав. В нем определяются формы, сроки и место устройства ребенка, организация правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга. Такой план должен обновляться не реже одного раза в год.
В законе подчеркивается, что сведения о детях, оставшихся без родителей и нуждающихся в помощи государства, являются конфиденциальными и могут быть использованы уполномоченным органом только в целях защиты их прав и законных интересов.
Каким бывает патронат
Понятно, что лучшим вариантом устройства одинокого ребенка является усыновление или приемная семья. Но такая возможность есть не всегда. В этом случае применяется такая форма семейного воспитания, как патронат. В законе записано, что передача ребенка на патронатное воспитание осуществляется по договору на срок не менее трех месяцев и не более одного года, однако в интересах ребенка оговоренный срок может быть продлен. При этом ребенок, достигший 10-летнего возраста, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия. А передача братьев и сестер разным воспитателям не допускается, но и тут есть оговорка: за исключением случаев, если это отвечает интересам детей. Закон также предусматривает преимущественное право усыновления ребенка патронатным воспитателем, если у воспитанника нет родственников или они отказываются от усыновления.
Одним из обязательных условий заключения договора о патронатном воспитании является наличие документа о прохождении специальной подготовки гражданином, выразившим желание стать воспитателем. Договор должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка, меры по защите его прав и законных интересов. Воспитатель ведет учет расхода средств, выделяемых на содержание воспитанника, эти сведения представляются в уполномоченный орган один раз в три месяца.
Тем, кто решился взять на воспитание ребенка, также полезно знать, что закон предусматривает заключение договора сопровождения семей, принявших детей. Такой договор предполагает безвозмездное оказание уполномоченными организациями профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи. Причем семья вправе самостоятельно выбирать такие организации.
Существует и такая форма семейного воспитания, как постинтернатный патронат. Он устанавливается над выпускниками сиротских учреждений и молодыми людьми, оставшимися без родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Эта форма подразумевает общение воспитателя и воспитанника, способствующее его всестороннему развитию. За таким воспитателем, как правило, может быть закреплено не более трех подопечных. Но это ограничение не применяется в случаях с братьями и сестрами. Закон поясняет, что постинтернатный патронат не устанавливается в отношении находящихся под опекой (попечительством) или в приемной семье.
Деньги на воспитание
Закон определяет также виды государственной поддержки приемных и патронатных семей. Ее порядок включает: ежемесячную выплату приемным родителям, патронатным воспитателям вознаграждения и средств на содержание детей; ежегодное обеспечение детей путевками для отдыха; выделение один раз в два года путевок для отдыха в сопровождении приемного родителя или патронатного воспитателя.
Для воспитывающих троих и более принятых в семью детей предусмотрены льготы: бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси); возмещение расходов по оплате телефона в жилом помещении, в котором проживают принятые дети (за исключением услуг междугородной и международной связи) и по оплате такого жилья.
Ежемесячное вознаграждение, выплачиваемое приемному родителю или патронатному воспитателю на одного переданного ребенка, определено законом в размере 15 155 рублей. Оно выплачивается одному приемному родителю за каждого ребенка в случае передачи на воспитание одного или двух детей. А если на воспитание переданы трое и более детей, ежемесячное вознаграждение выплачивается каждому приемному родителю за каждого ребенка. За воспитание ребенка-инвалида, взятого в приемную семью или на патронатное воспитание, размер вознаграждения увеличивается на 70%.
От первых лиц
Редактор проекта Закона «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве», руководитель Департамента семейной и молодежной политики города Москвы Людмила Гусева рассказала, что после принятия законопроекта во втором чтении в марте нынешнего года к нему было предложено более тридцати поправок. В том числе касающихся функций уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа. Так, в закон были внесены положения о порядке устройства лишенных родительского попечения детей, являющихся иностранными гражданами.
Cогласно закону, в Москве устанавливаются две договорные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: приемная семья и патронатное воспитание. Первая имеет приоритет в устройстве сирот, однако в столице активно развивается и патронат. Сегодня в Москве существует более 180 патронатных семей, в которых воспитываются 210 детей. «Мы уже договорились с патронатными учреждениями о том, как будем вводить этот закон, – сказала Людмила Гусева. – Есть большой банк данных семей, которые готовы брать детей, и мы готовим их для перехода в семьи».
Председатель Комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Московской городской Думы Михаил Антонцев отметил, что принятие закона «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» потребует внесения поправок в действующий закон «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства». Дело в том, что функции уполномоченных органов по опеке и попечительству разнесены по двум этим документам, что затрудняет конкретную работу по организации опеки. По словам Людмилы Гусевой, соответствующая доработка названного закона уже начата.