Цветы жизни в школе нестандартных ситуаций
Пока я ехала в спецшколу, в голове вертелись глупые стишки. Помните: «Маленький мальчик гранату нашел…». В детстве, да и сейчас подобные «чернушки» ничего, кроме смеха, не вызывают. А вот в жизни все гораздо страшнее.В ответ на безобидную дразнилку 12-летний мальчик принес в школу амбарный замок и два раза ударил им одноклассника. Результат: один – в больнице, другой – на учете в милиции. Психологи называют такое поведение психопатией с возрастающей агрессией, то есть сначала ребенок совершает поступок, а потом задумывается о последствиях.
Таких детей, с неблагополучным поведением и нелицеприятными историями, в специальной общеобразовательной школе №7 Северо-Западного округа – 96. И пятиклашек, и девятиклассников объединяет одно: все они в какой-то момент не смогли найти общего языка с ровесниками или взрослыми. Но виноваты в этом не только неблагополучные семьи. Хотя у большинства учеников родители пьют. Есть так называемые косвенные причины: сложная беременность, родовая травма, переезд семьи из одного города в другой и даже, когда мать второй раз выходит замуж. Все эти факторы могут тяжелым отпечатком лечь на детскую психику, отсюда – неадекватное восприятие мира.
В любой момент, кажется, без особой причины, ребенок может «взорваться», наговорить кучу гадостей, ударить и сбежать из дома. «В наших классах занимаются всего по восемь человек, – заметила директор школы Наталья Долгих. – Но ведь это восемь нестандартных ситуаций». Поэтому на уроках, кроме учителя, обязательно присутствуют два воспитателя. И если кто-то из учеников не пришел на занятия (и родители заранее не предупредили), один из них отправляется на розыски беглеца.
Конечно, 7-я спецшкола – не исправительная колония. Сюда попадают по направлению комиссии по делам несовершеннолетних, но это как рекомендация. Перевод из обычного учебного заведения в специализированное происходит исключительно по желанию самих детей и их родителей.
«Когда мы предлагаем перевести ребенка в эту школу, то первая реакция – категорический отказ, – рассказывает ответственный секретарь комиссии ПДН муниципалитета Южное Тушино Татьяна Металликова. – Мотивация: там учатся одни преступники. Понятно, что наши дети не ангелы. Но мы предлагаем родителям самим прийти в школу и убедиться в том, что их оступившемуся чаду будет здесь хорошо».
С этим заверением соглашаешься, когда читаешь местный распорядок дня и расписание уроков. Ребята проводят здесь весь день – с 9 часов утра до 6 вечера. Учатся, занимаются спортом, приобретают необходимые трудовые навыки, общаются с психологом и социологом, отдыхают.
В целом учебная программа такая же, как и в других школах. Но больше уроков физкультуры и длинные перемены (по 20 и 40 минут) – гиперактивность учеников требует разрядки. Увеличено количество уроков труда – профессиональная подготовка по специальностям парикмахер, кулинар, швея, художник-оформитель и компьютерное делопроизводство пригодится им в будущем. И масса кружков, чтобы отвлечь от нехороших мыслей: футбол, изостудия, настольный теннис, английский, ювелирная мастерская…
Мой гид – семиклассница Наташа – с гордостью показывает два сада, «выросших» в рекреационной зоне. Римский с колоннами и вазонами, и русский – с палисадником и стилизованными горшками. Все сделано руками детей и по их желанию. Просто в один прекрасный момент они решили, что в их школе мало цветов.
Два года существования – слишком маленький срок, чтобы говорить о 100-процентном перевоспитании. Но то, что большинство «неадекватных» хотят учиться и дальше, уже прогресс. Особенно, если принять во внимание то, что многие дети, придя сюда, с трудом умели читать.