Сплошные сложности
Плазменный телевизор проработал всего год. Продавец отказался вернуть деньги, ссылаясь на то, что телевизор – технически сложный товар, и фирма готова предложить только ремонт. Можно ли отказаться от ремонта и потребовать возврата денег?
Виктория Гамова
– Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель, обнаружив в товаре недостатки, вправе по своему выбору заявить продавцу одно из требований, предусмотренных законом, в том числе о возврате денег. Это положение не распространяется только на технически сложные товары. По отношению к ним требования о замене или возврате денег можно заявить лишь при наличии существенного недостатка, нарушении установленных законом сроков устранения недостатков товара или невозможности использовать его в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более 30 дней из-за неоднократного устранения различных недостатков.
Сегодня действует только один перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков (утвержден постановлением правительства РФ № 575). Телевизоры в этом перечне не указаны.
Автомобиль заглох сразу, едва выехав за ворота автосалона. Продавцы отказались заменить машину или вернуть деньги. Мотивировка: «Автомобиль – технически сложный товар. Обращайтесь в сервисный центр и ремонтируйте». Правы ли они?
Сергей Иванов
– Действительно автомобили входят в перечень технически сложных товаров, утвержденный постановлением правительства РФ № 575 от 13 мая 1997 года. Однако согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», если в технически сложном товаре, в том числе автомобиле, произошла поломка в течение 15 дней со дня передачи его потребителю, последний вправе по своему выбору заявить продавцу требование о возврате денег или о замене машины. В данном случае покупатель может потребовать заменить автомобиль на аналогичную или другую марку (модель) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Отказ сотрудников салона заменить автомобиль или вернуть деньги неправомерен. Также как и попытки навязать потребителю ремонт.
Чтобы уложиться в установленный законом 15-дневный срок, автовладельцам в подобных случаях необходимо сразу составить заявление на имя руководителя фирмы-продавца (изготовителя, импортера) и обозначить одно из требований: возврат денег или замена автомобиля.