Сто вопросов от собственников
На письма читателей «КР» отвечает пресс-секретарь ГУ «ИС города Москвы» Оксана Масамрех
Не хочу переплачивать
В Подмосковье на меня с сестрой приватизирована «двушка». В ней я зарегистрирована, но живу в московской квартире, в которой тоже являюсь собственницей. Естественно, пользуюсь коммунальными услугами и регулярно оплачиваю их в столице. В подмосковном ЖКО заставляют тоже платить за коммунальные услуги, перерасчет согласны делать, если у меня будет регистрация в Москве. Справки из московского ГУ ИС о проживании и об оплате коммунальных услуг и свидетельства о праве собственности на московскую квартиру им не достаточно. Объясните, какие документы нужно представить в подмосковное ЖЭУ для того, чтобы на меня не начисляли квартплату? Правильно ли для этого требуют московскую прописку? На какие законы и постановления можно сослаться?
Татьяна Арина
– Вам действительно не нужно платить дважды, но не квартплату в общем, а за некоторые виды коммунальных услуг.
Начисления по московскому адресу без вашей там регистрации производились на основании вашего заявления в районный ГУ ИС, и пометки в личной карточке собственника жилого помещения: «по факту проживания». Подробную выписку из вашего файла базы данных ЕИРЦ, а также о начислениях и оплате за последние три года нужно предоставить в подмосковное ведомство, начисляющее вам квартплату только на основании регистрации в жилом помещении, в котором вы фактически не живете. Ссылаться следует на постановление правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». В частности, на п. 54 раздела VI «Порядок перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении».
При временном отсутствии более пяти полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение. Там же приведен перечень документов, подтверждающих временное отсутствие потребителя. В вашем случае это «счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии», «иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя».
Другие виды услуг перерасчету в связи с временным отсутствием по месту регистрации не подлежат, поскольку отопление или содержание общедомового имущества производятся независимо от вашего пребывания и к фактически потребляемым услугам не относятся. Бремя этих расходов вы обязаны нести как собственник (ЖК РФ).
В случае отказа со стороны наших подмосковных коллег в перерасчете, вы имеете право потребовать его через суд за все время фактической оплаты по другому адресу, но не более чем за три года (срок исковой давности по ГК РФ).
Есть еще вариант решения проблемы. Подать документы для регистрации на своих собственных московских квадратных метрах в паспортном столе ГУ ИС – дело пяти минут, никаких очередей там нет! Штамп о регистрации визируют наши сотрудницы в соответствующей службе РОВД и на бывший адрес отсылается лист убытия. Вам не надо лично получать паспорт со штампом о снятии с регистрации по предыдущему адресу. Все происходит автоматически, без лишних для вас хлопот.
Если уж визита в районный ГУ ИС для получения справки об оплате ЖКУ по фактическому месту проживания не избежать, то оформите сразу и московскую регистрацию (временную или постоянную). Таким образом вы будете застрахованы на будущее от каких-либо претензий по оплате коммунальных услуг в другом городе.
Пять дней – и баста
Обратился в ДЕЗ с требованием представить мне график уборки нашего подъезда – ни ответа, ни привета. Установлены ли сроки для ответов на подобные запросы? На какой документ мне следует ссылаться?
Павел Андреев
– На основании п. 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирных домах (постановление правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 г.) собственники помещений вправе получать от ответственных лиц в срок не позднее пяти рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. На общем собрании собственники могут уменьшить этот срок, и указать его в договоре управления. Вы вправе не только получать информацию, но и проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы), а также требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
Договариваться надо с каждым
Наш дом управляется ДЕЗом. Недавно выяснил, что только у одного из сотни собственников имеется договор управления. Позвонил в дирекцию, мне ответили, что этого достаточно. Так ли это?
Василий Петровский
– Многие дирекции считают, что домом можно управлять, заключив один договор с кем-то из собственников. Редко в каком районе Москвы ДЕЗы имеют 70–80 процентов заключенных договоров на дом.
Ваш ДЕЗ, видимо, руководствуется письмом Министерства регионального развития РФ от 20 декабря 2006 г. № 14314-РМ/07 «О сроках возникновения обязанности приступить к управлению многоквартирным домом». В нем сказано, что управляющая организация может зайти в дом не позднее чем через 30 дней с момента подписания договора управления многоквартирным домом с первым собственником помещения. Это понятно: если она заключила договор хотя бы с одним собственником, то обязана предоставлять ему услуги.
Однако это не снимает с ДЕЗа обязанности, записанной в п. 1 ст. 162 Жилищного кодекса: договор управления заключается с каждым собственником помещения в доме на условиях, указанных в решении общего собрания. Он может быть составлен и на пять лет, но каждый год к этому договору прикладываются новые приложения: перечень работ и смета, утвержденные на общем собрании.
Без этого любой собственник может поставить под вопрос наличие гражданско-правовых отношений с управляющей организацией. Если договор не соответствует нормам законодательства, то по суду его можно признать ничтожным. Мало того, эта организация обязана будет вернуть собственникам все деньги, которые с них взяли за выполнение работ в доме.
Без заключения договора с каждым собственником в доме способ управления не может считаться реализованным, а значит, такие дома должны выставляться на конкурс.
Если кто-то не довинтил что-то
За несколько часов я затопила водой 12 этажей – со своего 14-го по второй включительно. Накануне вызывала сантехника, так как забились фильтры. Он подкрутил вентиль, а вскоре лопнул кран. Понятливые соседи, разобравшись, что подобное может случиться с каждой квартирой, от претензий ко мне отказались. Но один из соседей за свою затопленную квартиру потребовал 300 тысяч рублей. Пришлось нанять независимых экспертов, которые установили, что виноват в аварии все-таки слесарь, который неправильно затянул вентиль. Директор ДЕЗа возмещать ущерб мне и соседям отказался. Как быть дальше?
Юлия Ларина
– У вас есть все шансы истребовать деньги с дирекции. Тем более что независимая экспертиза была на вашей стороне, и это своим вердиктом подтвердил суд. Если эксперты установили виновность управляющей компании, то владелец квартиры, откуда произошел залив соседей, должен как можно быстрее предъявить иск этой управляющей компании. Виновники потопа будут обязаны возместить пострадавшему стоимость ремонта, услуги независимого эксперта, юриста и судебные издержки.