Опека под контролем
«Слышала, что городская Дума приняла новый закон об опеке и попечительстве, – пишет в редакцию москвичка Антонина Герасимова. – Я – лицо заинтересованное, хочу оформить опеку над дочерью умершей сестры, а меня отговаривают: мол, будешь бегать по кабинетам, но ничего не добьешься…»
Теперь – добьетесь. Действительно, в канун нового года столичная Дума приняла закон от 26.12.2007 г. № 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства». Столь «фундаментальное» название нового правового документа говорит прежде всего о следующем: проблемы общения не всегда компетентных чиновников с многодетными семьями, особенно в жилищных вопросах, будут, наконец, решены. Бюрократическая формула «что хочу, то и ворочу» больше не пройдет.
Как сообщила председатель комиссии МГД по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяна Портнова, органы опеки и попечительства имеют это свое основное полномочие с 1994 года. Хорошо, что за столь длительное время они накопили достаточный опыт работы, сформировали кадры, создали информационную базу о детях, оставшихся без догляда родителей. Кроме того, удалось наладить взаимодействие с различными учреждениями, которые занимаются брошеными детьми, нуждающимися в помощи властей, завести контакты с органами профилактики и социальной защиты населения.
Но возникали и конфликтные ситуации, когда родители не единожды обращались к уполномоченному по правам ребенка, а то и в суды, о чем не раз писал «Квартирный ряд».
Теперь в соответствии с федеральным законодательством принятый МГД нормативный акт передает на неограниченный срок данные государственные полномочия местным органам власти. Таким образом, муниципалитеты продолжат заниматься опекой и попечительством, но уже за счет финансирования из городского бюджета и под государственным контролем.
Есть в законе и перечень основных опекунских полномочий в городе (их, этих полномочий, набирается аж 30). Помимо прочего, это защита прав и интересов детей в случае потери родителей, лишения их родительских прав, признания отцов или матерей недееспособными, уклонения от воспитания. Также муниципалитеты обязаны выявлять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, избирать формы их устройства, подбирать людей, желающих принять ребенка в семью или под патронатное воспитание. А еще – защищать имущественные права детей, которые в силу малого возраста или заболеваний не могут постоять за себя.
Финансовые средства предусмотрено выделять в виде субвенций, которые распределяются по бюджетам муниципальных образований из городской казны. В то же время органы местного самоуправления могут дополнительно использовать на эти цели собственные средства.
Отметил своевременность закона, о котором идет речь, также председатель комиссии МГД по социальной политике и трудовым соглашениям Михаил Антонцев. Он, в частности, подчеркнул, что принципиальный пункт принятого документа – передача денежных средств на выполнение функций опеки и попечительства из бюджета города в органы местного самоуправления.
Другой важный момент – увеличение численности штатов муниципалитетов, которые занимаются этими вопросами.
И третий фактор – ужесточение контроля, в том числе финансового, за проведением всей работы органами местного самоуправления со стороны государственной власти.
– Правильно говорят, что на местах виднее, – уточнил М. Антонцев. – Однако так до сих пор было далеко не всегда. Никуда не годилась практика, когда органы госвласти не могли вмешаться в решение отдельных вопросов органами местного самоуправления. Есть примеры, когда в отношении детей (да и пожилых людей тоже) принимались решения, связанные не с нормами законодательства, а только с желаниями отдельных чиновников. Доходило до того, что никто не мог отменить их решений, кроме суда. Поправки в федеральное законодательство вернули все на место. Это и подтвердил закон МГД, который учел нормы федерального законодательства.
Департаменту молодежной и семейной политики, а также Департаменту социальной политики столицы дано поручение быть уполномоченными по данным вопросам от имени мэра и правительства Москвы.