09:29:32
22 ноября 2024 г.

Александр Литвинов: «Занимать деньги легче, чем отдавать»

В гостях у звездыВ том нежном возрасте, когда его сверстники мечтали стать продавцами мороженого, космонавтами или, в крайнем случае, артистами, он подумывал о карьере… директора кинокартины. Так и вышло!

В кадре и за кадром

– Александр Георгиевич, знаю, что ваш отец имел самое непосредственное отношение к кино. Наверняка это сказалось на детских пристрастиях.

– Отец в конце 30-х годов работал на «Мосфильме» директором картин. Сотрудничал с известными режиссерами, например, с Довженко и Рошалем.

Дядя мой, Литвинов Александр Аркадьевич, тоже «мосфильмовец» – был режиссером художественного кино, дружил с Пырьевым. Потом уехал в Новосибирск, став родоначальником советского и российского научно-популярного кино. К тому же дядя был завзятым путешественником, ходил в уссурийскую тайгу, побывал на Камчатке, Дальнем Востоке. В последние годы работал в Свердловске, возглавлял Уральский союз кинематографистов. Мы приезжали к дяде в гости. А его семья жила прямо на территории Свердловской киностудии. Рядом шли съемки, и все разговоры, естественно, велись вокруг этого. Я был маленький, но почти все понимал и впитывал, как губка.

Помню, как снимался фильм «Во власти золота». Весь его съемочный период я провел рядом с отцом. Было очень интересно. В итоге я, мальчишка из маленького провинциального городка, стал мечтать… о работе директора картин. Не режиссера или актера, а именно – директора! Хотя никто в моем детском окружении не понимал, что это за профессия такая…

По натуре я – самоучка. В юности прочел много книг о кино, проштудировал всего Козинцева, Юткевича, Ромма. Дома была неплохая библиотека, собранная отцом, она, по сути, и стала моими первыми университетами. Меня интересовало все, что было так или иначе связано с кино. Некоторые фильмы смотрел по пятнадцать–двадцать раз. Например, «Человека-амфибию», «Трех мушкетеров», «Гамлета». При этом понимал, что просто так во ВГИК поступить вряд ли смогу: образования, которое получил в Бахчисарае, было явно недостаточно.

– Так вы жили в Бахчисарае?! А как попали туда из Москвы?

– Почему мои родители вдруг переехали в Бахчисарай, так до конца и не понял. Мне было три года. Причины срочного переезда скрывались, я мог только догадываться о них. По официальной домашней версии – этого требовало мое здоровье. Позже понял, что переезд не имел к нему никакого отношения.

Бахчисарай овеян легендами. А вокруг – потрясающе красивые горы, крепости, пещерные города: Беш-Кош, Эски-Кермен, Мангуп, Чуфут-Кале. Мы играли в те же самые игры, в которые играют дети в Москве. С той лишь разницей, что это происходило в самых настоящих крепостях и замках. В этом смысле я благодарен судьбе: мое детство прошло в экзотическом и романтическом месте. К тому же Крым, как известно, был съемочной площадкой для всей страны. Мальчишками мы участвовали в массовке.

Потом была армия, а уже потом университет.

Как массовка брала Зимний дворец

– Какой факультет?

– Спортивный – я занимался классической борьбой. В юности у меня был прекрасный тренер, нам, мальчишкам, он казался настоящим богом. Я несколько лет подряд был чемпионом Крыма, входил в сборную Украины. А уже после института пришел работать на «Мосфильм».

– Любопытный зигзаг судьбы…

– Будучи в командировке в Ереване, случайно познакомился с Раймондом Джаказяном, который оказался директором картины на «Мосфильме». Я признался ему, что мечтаю работать в кино. Он со свойственной армянам широтой сказал: «Я тебя беру!». И оставил телефон.

После этого разговора я сразу отправился на «Мосфильм». Но уже на трезвую голову Раймонд понял, что у него нет возможности взять меня в съемочную группу, – она укомплектована. И отвел в производственный отдел. Там записали мои данные, и без особой надежды я уехал. Однако буквально через неделю последовал звонок с «Мосфильма»: был срочно нужен организатор производства. Почти не раздумывая, я уволился, и это было одно из самых удачных решений в жизни. Приехал на «Мосфильм» – и вот уже тридцать лет здесь.

– И здесь вы прошли весь путь организатора кинопроизводства…

– Причем быстро. В те времена, чтобы стать директором картины, люди работали десятилетиями – это считалось очень большим карьерным шагом. Но мне повезло: я попал в группу, снимавшую фильм «Красные колокола» (режиссер Сергей Федорович Бондарчук). Фильм, как говорится, на всю жизнь: огромный, сложнопостановочный, исторический, костюмный. Вон на стене висят фотографии штурма Зимнего – Зимний «брали» двадцать тысяч человек массовки. Представляете, какие были там огромные и серьезные съемки?!

Думаю, что любой ВГИК отдыхает: работать на такой картине, да еще с таким мастером, как Бондарчук, – великое счастье и школа! Вот после этих сложных съемок я и стал директором картин.

– А вашей первой самостоятельной лентой стали «Любовь и голуби»?

– Верно. На съемках этой картины впервые встретился с режиссером Владимиром Меньшовым. Вот уже двадцать с лишним лет работаем вместе, сделали немало фильмов, в том числе «Зависть богов» и «Ширли-мырли».

Потом работал с Никитой Сергеевичем Михалковым. Проект назывался: «Грибоедов». До съемок, к сожалению, не дошло – фильм остановился. Возникли финансовые затруднения. Мы хотели снимать две серии, а нам выделяли средства на одну.

– Потом вы стали директором объединения, потом коммерческим директором всего «Мосфильма», а затем началась перестройка…

– Карен Шахназаров пригласил меня к сотрудничеству, я восемь лет был первым заместителем генерального директора Мосфильма. Это были годы интересной напряженной работы. «Мосфильм» конца 90-х и «Мосфильм» сегодня – две разные киностудии. Сейчас это крупнейшая кинопроизводственная база, сопоставимая по техническому оснащению и мощностям с лучшими студиями мира. Надеюсь, в этом есть и моя скромная заслуга. А теперь у меня своя кинокомпания – занимаюсь непосредственно производством кино, то есть тем, что действительно люблю.

Да, были фильмы в наше время!

– В чем разница между директором «тогда» и продюсером «сейчас»?

– Разница принципиальная. Директор обязан организовать производство: чтобы смета была нормальная, не было перерасходов, работа шла быстро и слаженно. Роль продюсера в те времена выполняло государство – через киностудии. Можно сказать, в те времена Николай Трофимович Сизов, возглавлявший «Мосфильм», был продюсером всего, что создавалось на студии, так как именно он принимал окончательные решения. Да, были объединения, где готовились проекты, были режиссеры и съемочные группы. Но принимал решения и отвечал в конечном итоге своей головой и должностью именно Сизов.

– А еще в кино раньше существовала преемственность «учитель – ученик». Педагог «пас» своего студента, не только направляя его творчески, но и спасая от всевозможных нападок. Мог даже квартиру при случае «выбить» для питомца. А сейчас настолько прервалась эта связь, что всеми уважаемый мастер старшего поколения может публично отказаться вручать приз молодому коллеге на фестивале и уйти со сцены… Что, с вашей точки зрения, происходит?

– Было поколение Барнета, Козинцева, Герасимова, Бондарчука, на смену пришло поколение Тарковского, Кончаловского, Данелии, Таланкина. Потом появились Соловьев, Михалков, Абдрашитов, Меньшов… Шахназаров, пожалуй, стал последним в этой цепочке. А затем наступил период «малокартинья», продлившийся с начала 90-х до 2000 года. Вот тогда-то и образовался разрыв поколений, который длился десять лет. Возникла пустота… Отсюда, наверное, и все те последствия, о которых вы говорите. Но я – оптимист, думаю, все еще вернется, нужно только время.

Сейчас кинопроизводство развивается довольно мощно, а значит, появятся и режиссеры. Хотя период развала кинематографа даром не прошел: хороших режиссеров пока мало. Уже сейчас в год выходит около ста художественных фильмов и три тысячи часов телевизионной продукции, но назвать два десятка ярких картин и сериалов вряд ли удастся. Являясь членом экспертного совета киноакадемии «Золотой Орел», просмотрел в этом году семьдесят фильмов производства 2006-го. Радости, честно скажу, мало.

– Многие продюсеры, в том числе самые искушенные, не могут сегодня просчитать даже на пятьдесят процентов успех будущей картины. Почему?

– Как ни странно, самым важным нынче оказалось не качество картины, а ее рекламный бюджет. Возьмем не слишком удачный фильм «Консервы» хорошего режиссера Кончаловского… На мой взгляд, фильм не получился. Но в рекламу вложены были большие деньги.

А «Жара»? Неплохая идея, чем-то схожая с замыслом «Я шагаю по Москве» Данелии, но то, как это сделано, вызывает, мягко говоря, удивление. Сопоставление современных российских фильмов с лучшими советскими лентами еще раз говорит: результат в кино определяется прежде всего степенью режиссерского таланта.

– В советское время снималось примерно 140 картин в год, а из них талантливых тоже оказывались единицы…

– Зато все остальные были вполне добротными, профессиональными, на них держалось все кино! Конечно, ленты Рязанова, Тарковского, Кончаловского, Михалкова, Соловьева, Данелии – это штучный товар. Но ведь общая масса картин была сделана крепкими, грамотными режиссерами, знающими свое дело. Не случайно зрительский интерес к кино тогда был несопоставимо выше, чем сейчас.

Без паблисити нет проспирити

– На фестивалях часто показывают хорошее российское кино, которое почти не встречается в прокате. Прокатчики не берут его из-за отсутствия рекламы. А рекламу невозможно организовать, так как каналы рекламируют только свою продукцию… Семьдесят российских фильмов вышло в прошлом году, на экраны попало только двадцать. Где же выход из ситуации?

– Для такой страны, как наша, нужна собственная прокатная сеть, ориентированная на российское кино. Что-то вроде «Каро», но там в первую очередь должны идти российские картины. Это не нужно внедрять «принудительно-законодательно», но экономически разумный рычаг найти можно. Ведь если государство выделяет деньги на развитие кино, то, наверное, (по логике) оно должно поддерживать и его кинопрокат. Подобная проблема стоит не только у нас, но и во всей Европе. Даже в Китае, где я недавно побывал, ситуация схожая.

Что же касается рекламы, то думаю, зритель с ней постепенно разберется. Помните, как поначалу стояли очереди в Макдоналдс, люди приезжали подивиться на гамбургеры и чизбургеры, как в музей… Так же и с рекламой. Рано или поздно зритель начнет относиться к ней критичнее. К примеру, картина «Параграф 78» была прекрасно отрекламирована, но ее не стали смотреть – потому что не поняли.

Немало лент с приличными рекламными бюджетами в нынешнем году уже провалилось.

К сожалению, мы не перестаем удивлять мир. Такого нет больше нигде: рекламная компания порой превышает бюджет картины! В этом процессе тон задал Первый канал, раскрутивший «Ночной дозор». Правда, у него были для этого все возможности. Только мертвый не пойдет смотреть фильм, о котором говорят в каждой передаче. Главной задачей этой картины, на мой взгляд, было показать, что и мы можем работать с новейшими технологиями в кино. Доказали – можем…

– Ну а вы сами, как человек опытный, человек «в материале», не хотели бы снимать?

– С точки зрения технологического процесса, я бы, конечно, снял. Взял бы многоопытного второго режиссера, хорошую группу, суперклассного оператора, потрясающего художника… И снял. Причем у меня в этой сфере много друзей, которые согласятся со мной работать. Но технологии и талант – вещи разные. И состояние современного кинопроцесса это доказывает.

Да, многие мои коллеги сейчас снимают. Но никто не знает, получится у него или нет… И в этом все дело. А также в том, что деньги нужно будет отдавать. Проблема продюсера ведь не в том, как найти деньги, а как их отдать.

Салют на обе стороны

– Вам как продюсеру много приходится бывать в командировках. Чем тогда в вашей жизни является дом?

– Ездить приходится действительно много и мне, и жене, тем более, что она у меня – артистка балета. Поэтому дом для нас – всегда место радостных встреч. Хотя, знаете, никогда особенно не задумывался над тем, что для меня значит дом… Дом и работа – два кита, на которых строится жизнь человека. Мне, например, в моем доме очень комфортно, хотя квартира небольшая. Но жена умеет сделать так, чтобы всем было удобно, уютно, чтобы вокруг было красиво.

– В каком стиле решили интерьер квартиры? Что для вас значит комфорт?

– Интерьер современный. Мы приглашали дизайнера, наговаривали ему, чего хотим… В большей степени задания давала супруга.

Место расположения нашего дома удачное: из окон открывается перспектива на университет, с другой стороны – на Поклонную гору. Виден пруд, вода… Сейчас это уже не так впечатляет, как тогда, когда только въехали. Особенно красиво бывает в праздничные дни. Салют на Поклонной горе и на Воробьевых одновременно – просто потрясающе!

Комфорт для меня – это прежде всего спокойствие. А оно возникает тогда, когда рядом находятся жена и дочь, когда у них все в порядке.

Беседовала Елена Булова

НАША СПРАВКА

Александр Георгиевич Литвинов родился в 1950-м. Окончил Симферопольский государственный университет, высшие курсы организаторов кинопроизводства. На «Мосфильме» работает с 1978-го. В настоящее время – генеральный продюсер кинокомпании «Киномир». Как продюсер участвовал в создании фильмов: «Китайский сервиз», «Криминальный квартет», «Виват, гардемарины!», «Ширли-мырли», «Ермак», «Любовь зла», «Зависть богов», «Звезда», «Время собирать камни», «Продается дача», «Бухта страха» и других.

Член правления Гильдии продюсеров России, академик кинематографических искусств и наук. Заслуженный работник культуры РФ. Лауреат Госпремии РФ.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация