Лариса Преториус: «Детское кино началось не с «Гарри Поттера»
В период, когда отечественное кино находилось в полуразрушенном состоянии, Лариса Преториус первой начала организовывать детские кинофестивали. Ей принадлежит идея проведения ежегодного детского кинофорума в «Артеке» и фестиваля визуальных искусств в «Орленке». Лариса является директором детского кинотеатра «Салют» – одного из немногих в столице, где юные москвичи могут увидеть замечательные сказки, на которых выросли их родители. А подростки – приобщиться к шедеврам мирового кинематографа из фондов столичного Музея Кино.Всем сестрам – по яблоне
– Лариса, вы много времени находитесь в командировках. Что для вас означает ДОМ по большому счету?
– Дом, это, безусловно, семья – муж и дети. Дом – это бытовые радости и вкусная еда. Мы любим, когда к нам приезжают гости. А поскольку у нас есть, кроме московской квартиры, еще и загородный дом, то для себя и гостей делаем ежегодно различные заготовки: консервируем помидоры, огурцы, закручиваем компоты.
Конечно же, ДОМ – это встречи с родными, близкими, друзьями. И это – постоянный праздник.
– Каким вспоминается дом родителей?
– Я родилась в Рыльске Курской области – маленьком купеческом городке с огромным количеством церквей. У нас был просторный дом, где жила весьма многочисленная семья: мама, папа, бабушка, две моих сестры, бабушкина племянница… К дому прилагался сад с высокой старой липой. А в конце сада-огорода росла целая стена сирени. У каждой из нас – трех сестер, была своя яблоня. И еще было три куста пионов: бордовый, белый и розовый. Мне «полагался» бордовый куст. И до сих пор мои самые любимые цветы – пионы. Помню и большой малинник, и куст белых роз…
– Какая царила атмосфера в доме?
– Наша мама была очень деятельная женщина. Когда ее не стало, возникло ощущение, что из семьи ушел некий стержень, на который все так замечательно «нанизывалось». Она умела создавать в доме постоянный праздник. Мама возглавляла Дирекцию кинофикации в Курске, а потом – детский кинотеатр «Восток». А я в данный момент являюсь директором детского кинотеатра «Салют». Наверное, пошла в маму: продолжаю ее дело.
Еще она потрясающе готовила. Пироги всегда ставились с большими переживаниями: чтобы тесто поднялось, чтобы, не дай бог, не попало под сквозняк! Мама делала и удивительные мясные блюда. На столе время от времени появлялась великолепная домашняя колбаса, очень вкусная тушенка из курицы или свинины. И еще она вкусно готовила борщи. А мы, дети, сходили с ума от домашнего мороженого.
Мама предпочитала продукты с рынка. Не могу забыть, что когда мы уже жили в Москве и ездили на юг через Курск, она всегда приносила к поезду малосольные огурчики и вареную молодую картошку… Дома был смех по любому поводу. Мама смеялась и зажигала нас. Для нее не существовало проблем. Вся жизнь была в нас, детях, и она говорила: «Девочки – это мое счастье».
Поэтому у меня сформировалось желание обязательно иметь семью. Я к этому шла долго, и не сразу все сложилось… Когда мамы не стало, я родила для себя сына, назвала в ее честь Валентином. Мне было 29 лет. А в 39 я нашла свою вторую половинку (хотя мой муж был влюблен в меня еще в четырнадцать!) У меня есть сын, и есть приемная дочь, названная в мою честь Ларисой. В итоге это, действительно, моя дочь. Очень ее люблю и горжусь ею. Вот так осуществилась моя самая главная мечта в жизни: у меня появилась семья.
Дача – подарок судьбы
– Вся ваша жизнь связана с творчеством. С чего все началось?
– Я играла в Курском театре юного зрителя, где педагог Игорь Владимирович Селиванов, по сути, и дал мне путевку в жизнь. Одна из первых ролей – Настенька в пьесе Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Кроме того, примерила на себя маски Лисы, Обезьянки и Снегурочки. Конечно, я мечтала пойти в артистки. Но поначалу мои попытки не увенчались успехом. И я решила, что если не клеится – не стоит ломиться. В итоге, стала продюсировать различные проекты, связанные с искусством, с детством, с праздником…
– Под какими крышами вам доводилось жить?
– Еще в Курске всей огромной семьей пришлось «насладиться» двухкомнатной «хрущевкой». Позже переехали в Москву, где обосновались бабушка и дедушка. В Москве я сначала жила в очень приличных общежитиях: у меня всегда была комната в двухкомнатной квартире. А потом образовалась своя 10-метровая комната в коммуналке. Я вполне сознательно выбрала ее, чтобы потом перекочевать хотя бы в кооперативную квартиру. Ну, а с квартирой, в которой мы с вами сейчас сидим, нам с мужем очень повезло: она нам досталась относительно дешево.
– Как появился загородный дом? Потянуло на землю?
– Дом – целиком заслуга мужа. В поселке, рядом со Звездным городком, где он работал, мы купили избу. Мой муж – военный врач, полковник в запасе. Он всегда был хорошим администратором, сильным организатором, потому что руководил медслужбой Звездного городка, и у него был достаточно большой штаб. Когда я стала делать различные проекты, Сережа, как настоящий муж, друг и партнер, встал рядом. Сейчас работаем вместе.
Приобретя избу, мы буквально дорвались до земли. Посадили огурцы, картошку. У нас в первый год был большой урожай.
Я категорически не собиралась ничего строить на земле. Но когда мы купили участок, то на нем оказались кирпич и блоки. Нам посоветовали доплатить чуть-чуть и поставить дом. Но я хотела, чтобы строительные материалы убрали, и мы бы просто жили в избе с русской печью. Однако человек предполагает, а Бог располагает. Ко мне за помощью обратилась женщина, я помогла ей деньгами, а она сделала для нас проект. В итоге мы купили кирпич, взяли беспроцентный кредит и построили дом, достаточно большой и основательный. Строили из того, что было.
Думаю, муж в этом проекте тоже реализовывался. Ему очень нравится жить в построенном им самим доме. Я всегда поражалась тому, что сделали с нашим российским мужиком. Его взяли и загнали в квартиры – «ульи»! Мужчине там нечем заниматься, кроме как выпивать с друзьями в гараже. А за городом я увидела, что на земле представитель сильного пола генетически чувствует себя настоящим хозяином: он не сидит вообще ни минуты. Вот недавно муж поставил какой-то профильный забор, хорошо сэкономив. Чему очень радовался.
Бабушка из Первой конной
– Ну, а у вас в дачной жизни есть свои пристрастия?
– Обожаю цветы! Совсем недавно посадила уникальные – древовидные – пионы. Еще у нас есть два куста пионов, посаженные в честь моей бабушки. У меня бабушка девять месяцев не дожила до ста лет. Она родилась в 1901 году, была в Первой конной армии, вступила в партию в 1918-м. Это ее муж носил фамилию Преториус. Фамилия эта латинская, но она встречается у немцев. И переводится как «предводитель».
Кроме того, на нашем участке есть гортензии, ромашковая поляна и растет потрясающий куст красных роз, подаренный соседом. Люблю и тюльпаны, но у их цветов очень короткий срок жизни. А наш огромный малинник напоминает мне о детстве.
– Кто придумывал интерьер вашей московской квартиры?
– Весь ее ремонт делал муж моей сестры. По профессии он – заведующий художественно-постановочной частью в театре. Работал в Ермоловском театре, потом на Таганке. Саша придумал анфиладу из арок и всякие детали, оформил гостиную. Интерьер мы специально минимизировали.
Мечтаю, что когда-нибудь смогу подолгу находиться дома. И что в дом будут приезжать дети с внуками, а я буду печь им блины.
– Ваша персональная формула комфорта?
– Валяться перед телевизором и смотреть спортивные передачи. Еще люблю информационные программы и программы, связанные с кино. Вообще я очень домашний и совершенно нетусовочный человек. Для меня важны уют и некоторая техническая оснащенность дома.
Я не слишком разбираюсь в компьютерных технологиях (хотя и организую фестиваль визуальных искусств). Но когда мне надо было сесть за руль автомобиля, чтобы ездить за город и колесить по всей Москве, я с этим справилась.
На склад и обратно
– Правильно ли будет сказать, что вашим третьим домом является кинотеатр «Салют»?
– Это сущая правда. Я была администратором нескольких московских кинотеатров, таких как «Ашхабад» в Чертанове и Центральный детский кинотеатр. Очень интересно работала с кинотеатрами (как сейчас понимаю, была просто сумасшедшей – уходила с работы в час ночи!). У меня даже есть медаль – «За достижения в народном хозяйстве»: альбом о работе кинотеатра был представлен на ВДНХ.
Проводила в кинотеатре кинопанорамы на тысячные залы. А в маленьком зале у меня впервые открылся театральный показ с творческими встречами. Кстати, во время этих творческих встреч я и познакомилась с отцом своего будущего ребенка…
Потом, увы, страна вступила в кризис, и кино перестали снимать вовсе. Рыночные отношения начали править бал, но приобрели уродливую форму периода становления. Кинотеатры принялись превращаться в склады, государство отпустило их на волю, при этом, разумеется, не подумало о людях, которые там работали… Как и во всем, в кинопрокатном деле были приняты полумеры. С одной стороны, вроде бы, давали волю: варитесь, мол, в собственном соку. С другой, поначалу поставили на все запреты. Реформы напоминали знаменитую формулу Салтыкова-Щедрина: «Они сидели день и ночь, думая, как их убыточное хозяйство превратить в прибыльное, ничего в оном не меняя». Я на эту больную тему могу долго говорить…
В итоге, ушла в самостоятельные проекты, и первой в стране стала делать кинофестивали для детей. Вначале это был кинофестиваль в «Артеке». Потом продолжила работу в детском центре «Орленок». Это был уже совершенно другой формат мероприятия: не просто кинофорум, а фестиваль визуальных искусств. Он демонстрировал все, что делается в данной области для детей и молодежи. В «Орленке» собираются более взрослые дети, чем в «Артеке». Поэтому фестиваль уделяет огромное внимание компьютерным технологиям.
В кинотеатре «Салют», где проходит эхо фестиваля в «Орленке», кроме кинозала и видеозала, также есть свой компьютерный класс. Подростки там проводят массу времени. А вот в кино их можно «затащить» разве что на организованный сеанс.
Сегодня к нам в «Салют» пришел выехавший из Киноцентра Музей Кино со своими уникальными программами. И это тоже – наша своеобразная победа. Потому что в «Салют» пошел элитарный зритель, интересующийся не только кинохитами, созданными в последнее время, но и историей мирового кинематографа.