07:06:06
24 ноября 2024 г.

Измайлово: нарисованный мир

«Кич. Какой кич!», – приходит в голову первая мысль. Окружение станции метро «Партизанская» вовсе не напоминает о потайных партизанских тропах. И об Измайловском парке, имя которого до 2005 года носила станция, тоже не напоминает. Это, несомненно, город – Москва, но такая, какой она видится никогда не бывавшему в России иностранцу. Или та, которая, по мнению «матрешечника» со стажем, должна привлекать падкого на экзотику туриста.

Откусить от пирога истории

В голубое небо вздымается белый, совсем на вид фанерный кремль – с лошадками-флюгерами, башенками, флажками, фонариками, весь в кружевах и кокошниках. У кремлевской стены стоит белоснежный лимузин в семь окон, оснащенный, как положено,куклами и цветами. На торжественной эстакаде, знаменующей вход на территорию, застыли с выражением бесконечного счастья на лицах молодожены. Сейчас вот только чуть-чуть передохнут, и будут дальше принимать поздравления и позы.

«Кремль в Измайлове», «Вернисаж», «Добро пожаловать!», «Welcome!» – кричат многометровые буквы со всех сторон. Мол, торопитесь откусить от пирога истории, и будет вам счастье. Поверить, что все это происходит не на съемочной площадке, кажется затруднительным.

Тем не менее, на этом вечном празднике живут, зарабатывают и даже творят. И средоточие этих праздничных будней – Измайловский вернисаж.

Птица Феникс – это про него. Он натуральным образом горел и возрождался: сгорал почти дотла в 2005-м, отделался легким испугом в 2006-м, слегка попылал в 2009-м… И до того, конечно, бывали в здешних местах расцветы и закаты и славилось Измайлово то тем, то этим – разным.

Царь Алексей Михайлович решил создать тут уникальное хозяйство, которое включало в себя обширные поля, сады, Аптекарский огород, льняную мануфактуру, скотные, птичьи, пасечные дворы, винокурни, 37 прудов, семь мельниц, маслобойни… Здесь выводили новые сорта, проводили опыты по скрещиванию растений, применяли первые сельхозмашины. В 1660-е годы, когда русло реки Серебрянки разделили на два рукава, создав Виноградный и Серебряный пруды, территория села Измайлова была превращена в Измайловский (Серебряный) остров.

Много еще превосходного и прекрасного появилось в Измайлове при Алексее Михайловиче, но наступили другие времена и нравы – юного Петра I более сельского хозяйства привлекали учения потешных полков. Здесь же, на Измайловских прудах, в 1688-м, он совершил свое первое плавание – на ботике, найденном в амбаре старого Льняного двора.

Комсомольская богодельня

«Военную линию» продолжил Николай I, основав на острове богадельню для ветеранов войны 1812 года – по образу парижского Дома инвалидов. Корпуса сего заведения, просуществовавшего с 1846-го по 1918-й, были пристроены к зданию Покровского собора.

С приходом советской власти богадельня, как и весь Измайловский остров, ставший «рабочим городком имени Баумана», превратилась в коммуналку. В храме же в 1922 году располагался архив НКВД, позже – овощной склад. Пристроенные корпуса богадельни были приспособлены под правительственные гаражи (здесь стоял ленинский «Ролс-Ройс»), а позже были поделены между Домом комсомольца и школьника Первомайского района и НИИ.

Саму же территорию Измайлова включили в состав Москвы в 1935-м – время генерального сталинского плана. Вот и здесь решено было возвести «Стадион СССР» – самый большой в мире! К стадиону на сто тысяч зрителей должна была прилагаться собственная станция метро – «Стадион имени Сталина». Именно для прибывающих с нее поездов был проложен третий путь, который и сейчас делит надвое станцию «Партизанская».

Работавший над проектом архитектор Николай Колли писал: «…Перед нами прежде всего стояла большая задача – определения формы плана этого стадиона. …Должна быть создана обстановка, которая бы способствовала тому, чтобы каждый зритель воспринимал себя в неразрывной связи с мощным коллективом, с происходящими действиями и окружающей природой». Стройка была заморожена из-за проблем с грунтом, потом началась война, на незастроенном поле, вблизи начатых возводиться и уже рушащихся сооружений паслись лошади. Строительство возобновилось лишь перед Олимпиадой-80, но уже в скромных масштабах.

Так, мы, худо-бедно, приближаемся к основному – сегодняшнему дню, когда слово «Измайлово» имеет не сельский, не военный, а откровенно художественный привкус – какими бы эти художества не были.

Полдня свободы

У этой истории есть несколько начал, к примеру, такое.

15 сентября 1974 года на пустыре в Беляеве человек 20 художников, их друзей, сочувствующих и западных журналистов собрались, чтобы устроить выставку полотен, не имеющих шансов попасть в официальную экспозицию (частных галерей тогда еще не было). Уже через полчаса в Беляево прибыла процессия: бульдозеры, водометы, самосвалы и около сотни людей в штатском. Картины конфисковывали, ломали, давили бульдозерами. Очевидцы помнят, как Оскар Рабин, один из главных организаторов акции, повис на ноже бульдозера и тот волок его по земле, по обломкам рам и разодранным холстам… Рабин был арестован и, как тогда водилось, выслан из страны. Позже он вспоминал: «Я знал, что у нас будут проблемы, что будут аресты, избиения. В течение последних двух дней перед выставкой нам было страшно».

Причем же тут Измайлово? А вот. «Бульдозерная выставка» вызвала такую бурю на Западе, что власти вынуждены были пойти на уступки и через две недели разрешили проведение подобной выставки в Измайлове. Она длилась четыре часа, и с легкой руки иностранных журналистов стала называться «полдня свободы». Вот эти самые полдня и положили начало связи «художник + Измайлово», хотя официальный вернисаж возник здесь еще очень не скоро. В появлении его сыграл роль и построенный к Олимпиаде-80 гостиничный комплекс «Измайлово» с корпусами Альфа, Бета, Гамма, Дельта, за что и был прозван в народе Абвгдейкой.

Другое начало

Следующее начало истории относится уже к концу 1980-х. Тогда хаос перестройки кинул невинный, привыкший получать регулярную зарплату советский народ в бездны предпринимательства.

По устоявшейся легенде, группа спортсменов-борцов занялась бизнесом – торговлей матрешками на Арбате. Привлекли ремесленников-изготовителей. Законность тогда была понятием шатким, и для деловых встреч на всякий случай были выбраны место и время побезлюдней: ночь с пятницы на субботу на недостроенном Измайловском стадионе. Жившие в гостинице туристы заприметили под боком непонятное оживление, вышли на разведку и обнаружили сувенирное эльдорадо. Здесь матрешки стоили в два раза дешевле, чем на традиционном Арбате! Импровизированный рынок разгонялся, но в положенное время он возникал вновь, а в 1991-м и вовсе обрел легальный статус под именем ООО «Вернисаж в Измайлово».

Барахолка к этому делу прибилась как-то стихийно. Среди гербов и картин стали появляться старые пузырьки, залежалые кружева, статуэтки с отбитыми носами, помятые самовары и прочая дребедень, в изобилии захламляющая окрестные чердаки. «Глупости» неожиданно нашли спрос, их стали везти мешками, скупая за бесценок. Так родилась третья составляющая вернисажа – блошиный рынок.

Весь комплекс занимает 17 гектаров между стадионом и гостиницей и делится на две части: центр ремесел и саму выставку-ярмарку, которая, в свою очередь, состоит из антикварного ряда, блошиного рынка, аллеи живописи, ярмарки ковров и улицы ремесел. Массив этот впечатление, конечно, производит – хитроумная двухъярусная структура, полкилометра одних мостов.

«Такое фантастическое скопление разных мотивов русского зодчества и в таких масштабах в России нигде более не встречается, – считает архитектор Кирилл Асс. – …Замечательно, что с совершенно образцовой нашей национальной простотой в строениях перемешаны аутентичные технологии ручной рубки… с обыкновенными металлоконструкциями, обшитыми доской; резные опоры соседствуют с кровлями из поликарбоната; изразцовые плитки ручной работы вделаны в стены из пеноблоков… Эта неразборчивость в средствах самым неожиданным образом отражает национальный строительный характер».

Все сбывается

Имея интерес покупателя или исследователя, по рядам можно бродить бесконечно. Все здесь, выражаясь словами архитектора, – сочетание ручной рубки с металлоконструкциями, и в этом есть своя прелесть.

Строги, как королевские гвардейцы, бесконечные блестящие на солнце ряды лакированных матрешечьих голов. У грустного, потрепанного жизнью плюшевого мишки на груди вымпел: «Ударник коммунистического труда». Портрет Ленина, фарфоровая балерина, громкоговоритель, флаги, вымпелы, значки… Кокетливо, как гимназистка, высматривающая с балкона гусар, высовывается из корпуса часов кукушка. Тянутся, перетекая один в другой, деревянные мостки, теремки и коридоры.

Безумного голубого цвета лестница ведет к очередному терему. Под пушками модели петровского корабля «Божие провидение» сушатся шкуры волков.

– У нас в Дагестане их много, – улыбается сидящий под связками разнокалиберных шкур продавец. – Опасные. Отстреливать надо. За отстрел деньги дают.

На прилавке голова волка с открытой пастью, какие-то черепа, кабаньи клыки… «Зеленым» сюда лучше не забредать.

Поднимаемся по лестнице в более мирную часть – к рукодельницам. Вот Татьяна. «В миру» она художник по костюмам, здесь – продавец волшебных фенечек.

– Я на них не зарабатываю, для заработка у меня вон, – показывает она в сторону россыпи разноцветных пончо. – Мне просто интересно.

Обычный нитяной хипповый браслетик можно купить и за рубль, завязать на запястье и задумать желание.

– Только не такую абстракцию, как «выйти замуж за олигарха» или «хочу чтоб было много денег!» – волнуется Татьяна. – Должно быть что-то конкретное. Вот видите, у меня книжечка отзывов? Полистайте – все сбывается!

Бредем по почти уже опустевшей аллее живописи в тылы, на задворки, куда высланы за что-то задумавшийся Ильич с молодым Горьким. Ну вот, целого дня не хватило…

…В пруду плещутся пластмассовые утята. Сохнут на голубой лестнице дагестанские волки. Расцветают фетровые цветы на дамских соломенных шляпках. И уже почти начинаешь верить, что этот нарисованный мир и есть настоящий.

Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация