Вагончик тронется, музей останется
В этот музей можно попасть из вестибюля станции метро «Спортивная». Поднимаюсь на третий этаж, держусь за черные резиновые перила, такие же, как на эскалаторе. Тут все в стиле метро. Потому что это – музей метрополитена. Появился он в Москве более сорока лет назад и имеет статус народного музея.
Трамвай спускается под землю
А история самой подземки началась гораздо раньше: директор музея Константин Черкасский показывает мне витрину, где представлен проект метро, который обсуждала Мосгордума в 1902 году. Тогда русские инженеры П.И. Балинский и Е.К. Кнорре предложили вниманию московских депутатов проект подземной дороги. Дума отклонила его из-за дороговизны. Но идея москвичам понравилась, всюду пошли бурные споры, и к 1912 году проектов было уже более десяти. Но к идее внеуличного транспорта вернулись только в 1924 году, уже в новой стране – советской.
В витрине музея можно увидеть знаменитый рисунок Кукрыниксов «Москва трамвайная». Столица уже тогда страдала от пробок, и центр представлял собой паутину трамвайных путей, в которой скапливались трамвайные поезда. Москва, как и остальные столицы мира, решила проблемы пробок путем создания внеуличного вида транспорта, а именно – метро.
Несколько желтых листочков под стеклом хранят транспортные схемы, предлагавшиеся для столицы. На одной из них конечные станции метро переходят в линии железной дороги. Идея соединить железные дороги в одну транспортную систему с подземкой не нашла поддержки у Думы. Об этом много спорили, а в результате появилась автономная система подземных магистралей. Она повторяла в общих очертаниях схему московских дорожных артерий: Садовое кольцо, основные шоссе, лучами уходящие из центра…
Плакаты времен первых пятилеток кричали: даешь метро! Шефом строительства подземки стал Лазарь Каганович. Молва утверждает, что благодаря его участию некоторые инженеры были «извлечены» из недр ГУЛАГа. Привлекли и сотрудников смежной отрасли – инженеров-железнодорожников, которые строили Транссиб, Турксиб. При строительстве первого в СССР метро учли опыт лучших метрополитенов мира. Сегодня же специалисты считают, что наше метро превосходит мировые аналоги. И не только интерьером, советские традиции и технологии, получившие дальнейшее развитие, позволяют метро работать с высокой степенью надежности и четкости. Интервал в 90 секунд между поездами в час пик вполне возможен, но он не предел. Уменьшить интервал мешаем мы, пассажиры: много времени тратим на посадку и высадку из вагонов.
За пятачок
Подхожу к старенькому турникету, на котором светится надпись: «Приготовьте 5-копеечную монету». Мешки с пятачками на много десятилетий стали непременным атрибутом подземки – дешево и сердито. Похоже, сокрушались об этом только извозчики, потерявшие работу: «Метро, сверкнув перилами дубовыми, сразу всех он седоков околдовал». Еще бы! На трамвае дорога из конца в конец столицы занимала более двух часов, а метро могло домчать пассажира по этому маршруту за 21 минуту 30 секунд. Недаром под землей водят иностранные экскурсии.
Сколько уже десятилетий экскурсии иностранцев водят по станциям метро – во какие дворцы для трудящихся построили! Те задирают головы, чтобы рассмотреть стальные параболы «Маяковской», мозаики и чеканку, росписи и скульптуру.
Кстати, стоимость этих красот составляла (и составляет) не более 5% от сметы строительства. Красота оказалась не только приятна для глаз, но и экономически выгодна: построенные из мрамора и гранита первые станции лишь недавно потребовали частичного ремонта. А те станции, на оформлении которых в 60-х решили сэкономить, давно «слопали» всю экономию за счет постоянных ремонтов.
Недавно при замене эскалатора на «Семеновской» рабочие нашли и передали в музей билетик 1944 года с надписью «Сталинская» (так раньше называлась нынешняя «Семеновская»). Билетик пролежал в глубине механизма более 60 лет, и теперь им дорожат, как драгоценной реликвией. Потому что никому не пришло в голову сохранить эти простенькие клочки бумаги для потомков.
Иногда экспонаты поступают в музей при списании старого оборудования, порой их приносят бывшие работники метро, а бывает, привозят из российской глубинки.
Есть в музее раритет – картина маслом. На ней художник изобразил бронепоезд «Московский метрополитен». На холсте – момент боя на Курской дуге. А построили его на деньги метрополитеновцев. Несколько лет назад экспедиция метрополитена побывала на местах боев, где в одном из сараев и была обнаружена эта картина.
– Роль бронепоездов в истории войны плохо изучена, и нам повезло с такой редкой находкой, – говорит директор музея Константин Черкасский.
Директор намерен и дальше работать над устранением белых пятен в истории метрополитена. И музейные сотрудники два раза в неделю добросовестно изучают различные архивы в поисках новых документов о московском метро.
В музее хранится книга отзывов со станции «Пушкинская», которая открылась в 1975 году. Москвичи посвятили ей много восторженных слов, даже стихи. Особенно горячо поддержали они возвращение эстетики в подземку столицы.
Но станции – это лишь видимая часть айсберга. А те части, которые пассажирам не видны, можно рассмотреть в музее. В одной из комнат (небольшие размеры не позволяют назвать помещение залом) вмурована кабина машиниста. В ней – все приборы, с помощью которых машинист управляет поездом. Автоматика не позволяет составам столкнуться, и даже если человек ошибется, система его поправит.
Пережившее СССР
На одной стене висит плакат: строительство линий метро в СССР до 2000 года. Лист ватмана пережил страну, которая одновременно вела прокладку метро в десятке других городов. Крах советской системы кое-где совсем остановил строительство или существенно замедлил его. В Риге, например, посчитали метро «имперской штучкой», навязанной извне, и строить подземку перестали. Не доехали голубые вагоны до Перми и Челябинска. Самый молодой метрополитен России сегодня в Казани, и специалисты отмечают не только его высокие технические показатели, но и прекрасный интерьер подземных залов.
В музее можно увидеть фотографии всех моделей вагонов метро. В одном из них, например, сиденья располагались перпендикулярно стенам. Это было неудобно пассажирам, и кожаные сиденья стали устанавливать на привычные нам места – вдоль окон.
Вообще, музей метрополитена, как и все такие учреждения, не просто открывает дверь в историю – он помогает понять и оценить день сегодняшний. Если захотите в этом убедиться – можно прийти в музей по рабочим дням. В выходные он не работает.
Сайт музея: www.museum.ru/M375.