13:10:03
22 ноября 2024 г.

У Трех Вокзалов летают даже фонари

Путеводитель по МосквеЧестно скажу, отправилась я туда со зла. Решила: раз природа не дает нам продыху, бросает то в жар, то в холод, то какие уж тут прогулки? Пойду туда, где ни одному человеку в здравом уме гулять не придет в голову.

В место, являющееся своеобразным порогом, который все торопятся по-скорее перешагнуть. В общем, «пойду на улицу и отморожу себе уши, тогда узнаете вы все!», решила я вслед за Сашей Ароновым и отправилась на Комсомольскую площадь. Приехала и удивилась.

Вокзал по умолчанию

С точки зрения сотрясания основ место это, конечно, занимательное. Вместо лугов и болот однажды был воздвигнут первый в Москве вокзал, от которого – о чудо! – прямиком по железной дороге можно было добраться до города Петра. А потом и того хлеще: прорыли тоннель под землей и заставили поезда, как кротов, носиться и там. И начиналось все отсюда: с бывшей Каланчевской площади, ныне Комсомольской, а в просторечии площади Трех Вокзалов – потому что вокзалов здесь с развитием железнодорожного транспорта понастроили именно столько.

Да что я вам рассказываю? Вы все это знаете сами. Каждый из нас хоть когда-нибудь да побывал здесь – встречая, провожая, отправляясь в отпуск. Торопился с чемоданами по крутой лестнице. Интересовался у важного носильщика: а где тут шестой вагон останавливается? Окунался в запахи ларечной шаурмы и привокзальный гул. Выстаивал, теребя паспорт, за билетом. И опасливо прижимая сумку, шарахался от подозрительных личностей. Потому что вокзал – место по умолчанию криминальное. Быстрее пройдешь – целее будешь.

Вот и получается, что некогда замедлить шаг, поднять голову и обозреть все архитектурное великолепие, в коем творится суматошная вокзальная жизнь. А посмотреть есть на что, в чем я вас сейчас и стану убеждать. В общем, темы прогулки вчерне наметились: история, архитектура, криминал. Отдельной строкой пустим воспоминания о «колбасных» электричках. И под занавес поделимся открытием, какой совершенно неожиданный оазис был нами обнаружен в этих злачных местах. Судя по проведенному опросу, никто его, находящегося совершенно под носом, из друзей-москвичей ухитрился не заметить. Да и мы, честно признаться, обратили на него внимание сегодня только благодаря внезапной неторопливости. В общем, поехали!

Быстрота, ужасающая воображение.

– Проживание в общежитии 80 рублей!

– А-а-автобус Москва – Ростов…

– Чебоксары, Чебоксары!

Стоит выплыть из недр метро на площадь, как автоматически становишься частью муравейника: все несутся, везут тележки по ногам, отчаянно, словно ожидая посланья Небес, всматриваются в светящиеся табло… Какие-то три с половиной века назад здесь было гораздо тише.

Раскинувшиеся на этом месте луга и болота звались Каланчевским полем – в честь путевого дворца царя-батюшки Алексея Михайловича, за мягкий характер прозванного Тишайшим. Дворец был увенчан деревянной вышкой (по-татарски «каланчей»), откуда и пошло название. На востоке с полем граничил Красный пруд, размером с целый Московский кремль – 23 гектара. При Екатерине II территория эта вошла в состав Москвы. В конце XVII века на западном берегу пруда, на 20 гектарах, окруженных каменной стеной, выстроили Новый полевой артиллерийский двор: оружейный завод, стрельбище и склад пушек с ядрами. Дожил он до войны с Наполеоном, а умирал громко: склад горел и снаряды взрывались, сотрясая пол-Москвы.

Как бы нам этого ни хотелось, но Москва далеко не всегда держала первенство. Так, первая российская железная дорога общего пользования в конце 1837 года соединила Санкт-Петербург и Царское село. Максимальная скорость поезда составляла тогда 60 верст в час (верста – чуть более километра). «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «Шестьдесят верст в час, страшно подумать… Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненною пеною, оставляя за собой белое облако пара. Какая же сила несет все эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила – ум человеческий!» Но самый первый паровоз в России был пущен тремя годами раньше – на Нижнетагильском металлургическом заводе. Дорога и два паровоза для нее появились на Урале благодаря талантам крепостных Ефима Черепанова и его сына Мирона. Так что на этот раз мы не сильно отстали от Европ: первая в мире железная дорога общего пользования с паровой тягой появилась в Англии в 1825 году.

Позднее и до Москвы дошел черед. В 1842 году указ о строительстве дороги был подписан Николаем I, а в августе 1851 года из Петербурга в Москву в четыре утра отправился царский поезд, состоящий из девяти вагонов, 1 ноября был пущен и первый «народный». Путешествие занимало всего 18–20 часов – против прежних нескольких суток. Правда, билет был не дешев: 19 рублей за первый класс, 7 – за третий. Впрочем, в товарном вагоне или на грузовой платформе можно было доехать за трояк. Процесс приобретения билетов был непрост: потенциального пассажира проверяли на благонадежность. Только после получения специального разрешения можно было купить билет.

Два имени за четыре часа

Ну а теперь о пунктах назначения. Проект вокзалов обоих городов был поручен архитектору Константину Тону – автору храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца. В Санкт-Петербурге строительство началось на Знаменской площади (ныне Восстания), у Невского проспекта. В Москве же поначалу рассматривались два варианта: у Тверской заставы и на Трубной площади. Однако побоялись, что искры, летящие из паровозных топок, могут спровоцировать пожар и «адский шум». Так что остановили выбор на пустыре у Каланчевского поля.

Здания задумывались как братья-близнецы: оба в честь императора названы Николаевскими, оба возводились по одному проекту. Строгий двухэтажный фасад с башенкой, арочные окна. Под башней – два трогательных полукруглых балкончика. В целом напоминает старую городскую ратушу какого-нибудь европейского города. (Зато внутри – особенно в императорских комнатах – отделка была, как свойственно России, более чем роскошной.) В 1923 году приказом Дзержинского Николаевская железная дорога, а заодно и вокзал были переименованы в «Октябрьские». Но вскоре после того, как поменял имя Санкт-Петербург, и вокзал стал Ленинградским. Хотя в прошлом году это чуть было не изменилось. РИА «Новости» писали: «За день ОАО «Российские железные дороги» дважды переименовало вокзал – сначала вернуло ему историческое название «Николаевский», а затем заявило, что название пока останется прежним. Вся история продолжалась менее четырех часов.

Кстати, Николаевский вокзал в свое время дольше всех не поддавался натиску революции. В 1905 году дружинники заняли Ярославский и Казанский, но не смогли занять Николаевский, хотя атаковали целых пять суток: охранявшая его правительственная часть продержалась до прибытия Гвардейского Семеновского полка из Петербурга, и приход советской власти был отсрочен. В октябре же 1917-го красногвардейцы захватили все вокзалы, результат чего мы можем наблюдать и сегодня.

Ну что еще сказать, прежде чем двинуться дальше? Отсюда, с самого старого вокзала нашего города, как и прежде, отправляются поезда на север – в Питер, Новгород, Мурманск, Петрозаводск, Таллин, Хельсинки, – здесь по-прежнему опробуют новые технологии и скорости. По числу фирменных и скоростных поездов Ленинградский вне конкуренции. Еще в 1931 году отсюда была пущена «Красная стрела», потом «Юность», Николаевский и Невский экспрессы, ну а теперь настало время «Сапсанов»: 3 часа 55 минут и – здравствуй, Питер!

Ленинградский и Ярославский вокзалы разделяет вестибюль метро «Комсомольская». Полюбоваться на него можно, а вот вход в метро придется поискать под землей – уже три года как он закрыт. Вестибюль обтекают с двух сторон стремящиеся на перроны пассажиропотоки, облепляют лоточники всех мастей, грохочут вдоль стен тележками деловитые носильщики. Но мы сегодня никуда не спешим, так что можем задрать голову и посмотреть чуть издалека на Ярославский вокзал, современное здание которого построено по проекту Федора Шехтеля в 1904 году. В отличие от соседа-аристократа, он, скорее, рабочих кровей: Воркута, Череповец, Нижний Тагил, Нижневартовск, другие промышленные центры. Отсюда можно проехать через всю Россию до Владивостока – 9000 километров. Да и объемы пригородных перевозок здесь больше, чем где-либо в Москве.

Вокзальное здание называют строгим. Смотря с чем сравнивать. Если посмотреть на противоположную сторону Комсомольской площади, где затейливо краснеет в комплексе с Центральным домом культуры железнодорожников Казанский вокзал, Ярославский действительно выглядит довольно сдержанным. Но всмотритесь в этого северного богатыря, сочетающего сказочную архаику и модерн. Этот белый, чуть изогнутый (словно грудь колесом) силуэт; мощь входной арки; эти керамические панно цвета холодного неба и холодного моря, будто подпираемые серовато-коричневыми холодными стволами; высокая, теремом, кровля, увенчанная кружевным гребнем, черной шапкой-петушком нахлобученная на богатырскую голову… Да кто ж смотреть будет? Все несутся, опаздывают. Раз – за угол, а там памятник Ленину стоит одинокий, чемоданами по периметру обложенный. А вдали – платформы.

Колбасная электричка

Ну а мы пока, волшебным ли образом или воспользовавшись подземным переходом, перенесемся на противоположную сторону со всех сторон привокзальной площади, где находится самый молодой из богатырского трио Казанский вокзал – его строительство началось в 1913 году. Проектировал его явно не модернист Шехтель, тут в полном своем великолепии развернулось русское барокко. Смотришь на объемы, напоминающие древние крепостные башни или торговые ряды, и чудятся то тут, то там расписные матрешки, дрессированные медведи – весь малый джентльменский русский набор. И светлые образы пышнотелых красавиц Кустодиева парят над башенками и зубчиками, самодостаточны, как улыбка Чеширского кота. Что естественно: ведь и этот художник принимал участие в росписи Казанского вокзала наряду с Рерихом, Серебряковой, Бенуа и Лансере. Автор проекта Алексей Щусев, создатель гостиницы «Москва» и Мавзолея Ленина, объединил ансамбль угловой башней, прямо отсылающей к названию вокзала: очень похожая находится в Казанском кремле. На шпиле ее дракон родом оттуда же – изображался на древнем гербе города. Из диковинок еще затейливые часы на фасаде – со знаками зодиака.

Конечно, встарь, когда архитектор Щусев еще не родился, вокзал выглядел иначе. Размещался он в маленьком деревянном домике. В 1862 году, после запуска первого, коломенского участка тогда еще Московско-Рязанской железной дороги, газеты писали, что рязанская линия была пущена в эксплуатацию с недоделками, платформы не готовы и из вагонов приходится выпрыгивать, и даже в Москве «пассажиров снимали с лестниц вагонов, а дам – выносили на руках».

Но уж новое здание было задумано со всем размахом и снаружи, и внутри: пол в вестибюле из черного и красного порфира, зал ожидания восьмигранной формы со звездчатым сводчатым куполом, громадный ресторан, обставленный в стиле петровской эпохи… Не мне вам напоминать, какие тогда были годы: первая мировая, революция, гражданская война… Так что удалось не все, и строительство подзатянулось аж до 1940-х годов. Но он и сейчас хорош, чего уж там скрывать, особенно в ансамбле с щусевским же Центральным домом культуры железнодорожников. По версии преязвительнейших писателей Ильфа и Петрова, богатое это здание было построено не иначе как на бриллианты мадам Петуховой, найденные в одном из двенадцати стульев.

Надо сказать, что уважение к этой красоте испытывает разве что редкий турист, для остальных вокзал он и есть вокзал, хоть модерн, хоть барокко. Так, в середине 80-х, когда Москва еще не села на обеспечение продуктами по талонам, а провинция затянула пояса, в «зажравшуюся» столицу, где хоть что-то съестного можно было урвать, потянулся народ по выходным за продуктами. Плотно набитые вагоны «колбасных» электричек, которыми владела одна, но пламенная страсть, устремлялись в Москву за добычей. Рязань, Ярославль, Фрязино, Мытищи выстаивали длинные очереди в гастрономах, с помощью сарафанного радио узнавая, где что дают. Хватали батонами колбасу. Покупали стаканчиками диковинную фанту, заливали в термос, везли детям. Тащили баулами мороженое мясо, которое за дорогу успевало оттаять и потечь. Радовались, как выигрышу в лотерею, импортному гусю… А вечером усталые, но довольные, с рюкзаками, авоськами, пакетами втискивались снова в пригородные поезда, торопясь занять место на деревянной лавке. Понятно, что при такой интенсивности жизни не до архитектурных красот.

Рязанский молодец азиатских кровей

Впрочем, бегают здесь не все. Тем, кому вокзал – дом родной, бежать некуда. Нелегальные носильщики, торгаши всех мастей, лохотронщики, гастарбайтеры, кинутые работодателями, те, у кого украли, и те, кто украл… Просят милостыню. Предлагают со-мнительные услуги. Сидят на корточках, подпирая спиной неземной красоты архитектуру и уставившись взглядом в пространство. Этот вокзальный дух неистребим, как ни оцивилизовывай интерьеры, какие новые технологии ни применяй. Да и где разгуляться криминалу, как не в месте случайных скоплений спешащих людей? Украл, и ищи свищи! Лет десять назад предводителем карманников Плешки (пятачок между Ленинградским и Ярославским вокзалами) был упоминаемый нами в прогулке по Сокольникам Александр Прокофьев по кличке Шора – прототип Кирпича из фильма «Место встречи изменить нельзя». С детства воровал, восемь раз сидел в тюрьме, за что на площади Трех Вокзалов его сильно уважали. Но есть среди обитателей и совершенно безобидные бабушки, деды. У каждого своя история, своя драма. Верить ей или не верить – другой вопрос. Подкармливать мирный контингент приходит молодежь из прихода неподалеку. Бывает, что и денег на билеты домой бедолагам собирает. А потом, в очередной раз придя с кормежкой на вокзал, обнаруживает знакомые лица на старом месте.

А теперь обещанный сюрприз. Признайтесь, знаете ли вы о том, что посреди Комсомольской площади есть фонтан? И сквер? И они уже семь лет здесь находятся. Ни один из наших знакомых москвичей таких знаний не обнаружил. Так вот, если не иметь непременной цели со страшной скоростью ввинтиться в вагон метро или скорый поезд, а неторопливой походкой проследовать до середины подземного перехода и выйти наверх, можно все эти неожиданности лицезреть. Здесь прекрасно! Памятник Павлу Петровичу Мельникову – первому российскому министру путей сообщения, лично убедившему Николая I приступить к строительству железной дороги, – ничуть не теряется на фоне высотки гостиницы «Ленинградская» и уж точно выглядит лучше, чем потерявшийся в чемоданах у платформ Ярославского вокзала Ленин. Здесь гуляет благодушный милиционер, сидят парочки и в стае попрыгивающих у фонтана воробьев важно прохаживается скворец. У фонарей обнаруживаются крылышки, а по барельефам железнодорожных карт можно ездить одной только силою мысли, без всякого ущерба для здоровья и кошелька. И громады трех богатырей-вокзалов видны издали во всей красе: утонченный ленинградец, голубоглазый северянин и помпезный рязанский молодец азиатских кровей.

Там торопятся, спотыкаются о чемоданы, нервно придерживают кошельки… Мы сидим. Журчит фонтан. Гуляет скворец. Еще греет солнце. Я к вам пишу… С площади Трех Вокзалов – с любовью!

Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация