Москва-река, жизнь городу давшая
Не стихают споры о том, как появилось название столицы. Хотя по-настоящему надо бы интересоваться другим: что значит название – Москва-река? Ведь город «есть пошел» именно от нее. Именно скромная речка с непонятным названием Москва дала жизнь будущей столице государства Российского.
Все крупные города мира возникли на реках – это известно. Но таких приключений, таких трагических событий, сколько случилось с нашей рекой и именно за последние два десятилетия, наверное, не испытала ни одна другая городская водная артерия. Во время хаоса 1990-х она – в буквальном смысле – находилась на грани уничтожения. В воду сбрасывали не пошедшие в дело железобетонные блоки, старые автомашины. Начали было строить причал (как это случилось у Парка культуры и отдыха), а потом вдруг рабочие исчезли – кончилось финансирование. На месте причала остались голые уродливые сваи, которые уже покрывались зеленой тиной. Нефтяные пятна, сбившийся в кучу мусор, полиэтиленовые бутылки плавали по воде.
Но настоящим бедствием для реки стали бесхозные, брошенные на произвол суда. «Остовы немые мертвых кораблей» (Константин Бальмонт) можно было встретить по всему течению, и особенно много – в самых красивых ее местах: затонах Нагатино, Кожухово, Новинки. Около 50 плавсредств остались в одиночестве умирать на воде. Большие и когда-то известные теплоходы «Киев», «Казань», «Ковалина-Роса» стали прибежищем бомжей и несчастных беженцев из бывших наших республик.
Обнищал Речфлот – не на что было содержать суда. Правда, часть их купили новые хозяева жизни, нувориши, среди которых стало просто модой приобретать за бесценок речную движимость-недвижимость. Но, купив судно, они просто не знали, что с ним делать. Не получилось из них новых Паратовых, не возникли цивилизованные судовладельцы. Они сдирали с судов все что можно, а то, что не поддавалось утилизации, оставляли догнивать, разрушаться, ржаветь. Многие суда, дебаркадеры, баржи топили, и там, на дне, те продолжали умирать.
Дерево, резина, химическая отделка, пары неслитого горючего – все это отравляло и без того не вполне чистую воду реки. Создавалась реальная угроза для судоходства, вода становилась мертвой. А ведь когда-то с каменных парапетов одержимые рыбаки закидывали спиннинги на середину акватории. Рыбаки исчезли, покинули главную реку столицы – и это стало самым тревожным фактом ее неблагополучия.
И тогда за дело взялось правительство Москвы, направило часть бюджета, пригласило инвесторов, – отметьте решительность этого шага: ведь река по законодательству числилась федеральной собственностью. Пусть Федерация заботится… Долго бы ждали.
Со дна были подняты все суда, кстати, одного из тогдашних предпринимателей нашли (другие так и остались безвестными), и он получил реальный срок – за ущерб, нанесенный природе.
Исчезли стихийные свалки. Ликвидированы станции заправки, подступавшие к самому урезу воды. Пескоструйные аппараты высветлили каменную отмостку берегов. А на самих берегах стали появляться зоны отдыха. Возник даже плавучий пляж! Можно сказать уверенно, Москва спасла Москва-реку от экологической катастрофы!
Отныне реку не узнать. Реставрированы мосты, и среди них один из самых старых и красивых в Москве — Багратионовский. Вновь привлекательными стали причалы, на набережных появились красивые постройки, впереди которых непременно зеленая лужайка. Из самой глади воды высоко в небо вздымаются упругие струи, незабываемое зрелище! Москва-река – как Темза в Лондоне, Сена в Париже – вновь сделалась привлекательным местом для прогулок, к ней вернулась былая красота. Вода же в Москве-реке вновь стала источником жизни.
Правда, в Темзе, как говорят, уже ловят лососей и угрей, а первый рыбак, который выловил угря, стал национальным героем Англии. Что ж, есть все основания утверждать – когда-нибудь столь же почетными лаврами увенчают и москвича.