10:27:10
27 ноября 2024 г.

Пинг-понг, оливье и жилые массивы

Путеводитель по МосквеСовременную архитектуру принято критиковать: вот раньше!.. Но, как правило, легко ругать то, о чем меньше всего знаешь. Вот и решено было дать обычным горожанам возможность посмотреть на новостройки глазами специалистов, архитекторов, попробовать понять, как задумывалось здание, почему выглядит так, а не иначе.

Черным по белому

В апреле в столице во второй раз прошли Дни архитектуры, в рамках которых любой горожанин мог заявить о своем желании участвовать в пеших и автобусных экскурсиях по ключевым авторским объектам московских зодчих. Мог даже заглянуть туда, где рождаются проекты окружающих нас зданий – в архитектурные мастерские. Так корреспонденты «КР» оказались в молодом и амбициозном BUROMOSCOW.

– «Фабрика технических бумаг» – вторая проходная. А там спросите, – отвечает по телефону Александр Змеул, представитель агентства P-Arch, на резонный вопрос о том, как найти нужное место.

Несколько шагов по двору, снова дверь, какой-то зал с колоннами, узкая крутая железная лестница… И наконец мы оказываемся перед единственной на этаже неприметной коричневой дверью. Кто бы мог подумать, что именно за ней, такой маленькой, рождаются многоэтажные городские сооружения?

Здесь все бело, как чистый лист бумаги, на котором так и хочется что-нибудь изобразить. Белые стены. Белые стеллажи, заполненные книжками по дизайну и архитектуре. На картонных ящичках белые надписи на английском: Photo, Projects… Большие окна, белые кресла, белые столы с белыми «Маками». Посреди комнаты – стол для пинг-понга, который в перерывах между работой, возможно, используется по прямому назначению, но сейчас целиком заставлен макетами всех форм и размеров. Одни просто обклеены бумагой, на которой прорисованы окна, другие – одноцветные, но со скрупулезно вырезанными на них балконами и структурой фасадов. «Архитектура здесь» – гласит лозунг «АрхиДней». И правда, здесь, родимая.

Деликатный сэндвич

Архитектурная мастерская BUROMOSCOW была создана в 2004 году тремя товарищами и коллегами. Ольга Алексакова и Юлия Бурдова вместе учились в Московском архитектурном институте. Затем Ольга уехала дальше учиться в Голландию, а после стала работать в бюро всемирно известного Рема Кулхаса, где и познакомилась с третьим членом команды, немцем Андреасом Гунном.

Первым их крупным проектом стал дом на улице Генерала Карбышева, 21, строившийся на месте снесенных пятиэтажек. По большей части взамен типовых старых зданий возникают не менее типовые новые, но застройщику хотелось чего-то пооригинальней.

– Когда к нам обратились, – начинает Ольга, после того как все пришедшие расселись вокруг стола с макетами и вооружились кто блокнотом с ручкой, а кто чаем с печеньем, – первый этаж уже был построен, поэтому поменять объем в целом было нельзя. Мы получили планы здания, вырезали все поэтажно, и вышло примерно это, – она демонстрирует на ладони маленький голубой макет. – Дом не многим отличался от стандарта. И конечно, хотелось все-таки придать зданию какой-то смысл. Квартиры там и так были разные, динамика присутствовала, не хватало мелочи – красоты. В результате мы горизонтальными линиями пустили плитку семи цветов по фасаду. Получился эдакий сэндвич, спрятавший набившие всем оскомину швы. И добились, таким образом, целостности фасада вместо обычных в панельных домах нарезанных секций.

– Была и еще одна особенность, – продолжает Ольга. – Заказчик сразу предупредил, что хочет избежать остекления балконов, поэтому мы выстроили их в шахматном порядке – тоже динамики придало. Жители, конечно, были не в восторге, но с заказчиком особо не поспоришь.

Здание на улице Генерала Карбышева привлекло к молодому архитектурному бюро внимание прессы, застройщиков, коллег. Даже те, кто обычно критично относился к экспериментам с раскрашиванием фасадов, отозвались о проекте положительно: «Конечно, не надо отдавать под раскраску все подряд – необходимо думать об общем архитектурном ансамбле. Надеюсь, со временем такие «украшательства» станут не менее деликатными, чем то, что сделали BUROMOSCOW на Карбышева, 21…» – поделился своим мнением один из специалистов студии Артемия Лебедева.

Скороспелые балконы

Далее им пришлось снова работать на северо-западе, неподалеку, на улице Тухачевского, 41. Тут задача возникла иная: как совместить в одном здании муниципалов и коммерческое жилье. Ранее подобная задача преодолевалась за счет банального разделения по подъездам. «Бюро» же предложило иной вариант решения – разделение по этажам. Нижние этажи отвели под муниципальные квартиры, а коммерческую зону с офисами расположили выше.

– Кроме того, сделали два подъезда – по разные стороны дома – и одну лифтовую шахту, но с двумя дверями, – поясняет Ольга. – Естественно, и там хотели использовать прием с цветными панелями, только на этот раз это должны были быть не горизонтальные полосы, а квадратики разных цветов.

К сожалению, темпы строительства поджимали, и на разработку проекта не осталось времени. Так что проблема разделения площадей решилась традиционным образом.

– Этот заказчик, кстати, совершенно помешан на работе с зарубежными архитекторами, – вступает в беседу Александр Змеул. – Он написал, что вы последователи идей Рема Кулхаса, и вывесил этот текст на доску с информацией для прорабов и подрядчиков. Интересно, кому там это имя что-нибудь скажет?

Работа с Ремом Кулхасом, к слову, помогла Ольге с Андреасом выработать важное кредо – в первую очередь гнаться не за удовлетворением собственных амбиций и творческих порывов, а решать конкретные поставленные задачи. Именно за счет этого, по мнению экспертов, проекты бюро так легко приживаются в городе, не теряя при этом своей индивидуальности.

– Один эпизод просто потряс нас после работы в Голландии, – продолжает Ольга. – Заказчик хотел поменять балконы, мы сделали наброски, выслали. И через два дня нам звонят: приезжайте на стройку! То есть те заготовки, которые мы нарисовали тремя линиями, через два дня уже были отлиты в бетоне и висели на доме. Слава богу, что все перегородки оказались достаточно высокими. В Европе такие черепашьи скорости воплощения проектов в жизнь, как здесь, просто немыслимы. Зато здесь гораздо интереснее: сплошные сюрпризы, никогда не знаешь, чего ждать.

Встречают по парковке

Следующий проект BUROMOSCOW оказался не менее ярким, во всех смыслах этого слова. Архитекторы взяли понравившуюся им картину и… обернули вокруг дома. Просто и элегантно. (Конечно, технически все было весьма сложно.) Жильцы своим домом гордятся.

Очередной проект – очередная нетривиальная тема. Заказчик захотел построить самое маленькое (и дешевое!) жилье в Москве.

– Задача была поставлена крайне интересная, – рассказывает Ольга. – В результате мы рассчитали все так, что если сдвинуть кровать на несколько сантиметров, то уже не откроется балкон. Переставишь кресло – придется через него прыгать, чтобы попасть на кухню. Но если очень захочется, жить можно.

Второе направление деятельности бюро – интерьеры. На счету BUROMOSCOW оформление нескольких магазинов, Progetti studio на Овчинниковской набережной, SKIDOM – первого в Москве лыжного комплекса под крышей, подземной парковки в небезызвестной «Эрмитаж-Плаза». Последний объект, с которого зачастую начинается знакомство с бизнес-центром, выполнен в нетрадиционных для паркинга цветах, что совершенно скрадывает ощущение подвала. Ярко-зеленые стены и четкая черно-белая навигация. Цвета были выбраны не случайно: высокая контрастность позволяет легче ориентироваться среди сотен машин и указателей.

Ну и напоследок нам демонстрируется маленькое жилье местного значения. Ведь фабрика технических бумаг, где расположено BUROMOSCOW, это не просто фабрика, а модный ПRОЕКТ FАБRИКА, где под одной крышей уживаются действующее производство, клубы и, как мы теперь видим, архитектурное бюро. Живут дружно – архитекторы вот оформили бесплатно местный гостиничный номер.

Снова преодолеваем весь сложный путь. Спускаемся по лестницам. В клубном «Зале Оливье» кто-то гремит железом и громко аукает в микрофон – настраивается. В коридорчике висят пахнущие резиной костюмы химзащиты, поблескивают «глазками» противогазы. Дальше двор, разукрашенный граффити, надпись на кирпичной стене «Актовый зал», а там уже и небольшая комнатка с полутрубами-полудеревьями на стенах и солнечной занавеской у душа. Нормальная инопланетная творческая обстановка.

– Хочу здесь жить. Ну или хотя бы работать, – толкает меня в бок дизайнер Катя, пока мы идем к воротам. – Может, спрятаться? Вдруг не выгонят?

Василий Зоркин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация