15:39:58
25 ноября 2024 г.

Параллельная реальность

Путеводитель по Москве«Дом был практически пуст… Я повесил замок на входной двери и на следующий день уже приступил к уборке. Тогда я всем говорил, что мы с Мосфильма и ищем помещение для съемок. Абрамыч, муж Брони, даже повесил на нашей двери табличку: «Здесь живет Мосфильм и злая собака».
Александр Петлюра

Сколько в Москве отселенных и полувыселенных домов? Да кто ж его знает. Ожидая окончательного отселения, реконструкции, ремонта, сноса, они живут своей, таинственной жизнью, скрипят рассохшимися половицами, хлопают выбитыми форточками на ветру, а иногда в их незрячих окнах мелькает призрачный свет.

Всюду жизнь

Как-то, гуляя по Столешникову, я разговорилась с владельцем магазинчика, витрину которого украшали костяные шкатулки, перламутровые раковины, игрушки из водорослей и прочие прелестные пустяковины. Все это располагалось в старейшем здании переулка. Хозяин сетовал на дороговизну аренды.

Да, место «золотое», согласилась я. И поинтересовалась: а что у вас наверху? Гастарбайтеры живут, пожал он плечами, надо же им где-то жить.

В другой раз я оказалась в гостях в гигантской коммуналке у Никитских ворот. Жить там оставались одни упрямые старики, не желавшие покидать родные места. Хозяйка водила меня по квартире, рассказывала о деде, гордости русской медицины, об именитых гостях («а вот здесь сидел Шаляпин») и о том, как на 8 марта рухнул потолок… Дошли до страшной, облупленной кухни. Хозяйка распахнула дверь: а вот это черный ход! На закоптелой лестнице виднелись следы костерка и остатки недавней трапезы.

Ну и последнее, самое свежее впечатление: в переулке возле Мясницкой в высоких окнах знавшей лучшие времена старинной усадьбы гулял странный свет – будто бы носили керосиновую лампу. Это приезжие, решительно пояснила местная дама с собачкой, они давно уже тут.

И вот на эти следы жизни, идущей в какой-то параллельной реальности, приходилось натыкаться то там, то сям – в закоулках старых дворов, за новыми «с иголочки» фасадами новоделов. И невольно вспоминался страшноватый фильм Артура Аристокисяна «Место на земле», снимавшийся в 90-е годы в самом центре Москвы, в «Булгаковском сквоте», в коммуне хиппи.

Детский сад

Конечно, число домов, пустующих тогда и сейчас, не сравнить. Земля дорога, и желающих получить с нее прибыль хватает. А вот в 80–90-е, когда множество строек было заморожено ветром перемен, с забытыми зданиями действительно было раздолье. Тогда-то и настала в Москве и Питере эпоха сквотов.

«Первой ласточкой» в 1984 году в столице стал «Детский сад» в Хохловском переулке, расположенный аккурат напротив школы КГБ. В то время статья за тунеядство, по которой осудили, в частности, Иосифа Бродского, была вечным дамокловым мечом для творческих личностей. Должности сторожей, лифтеров, дворников шли нарасхват у художников, музыкантов и поэтов. Они таким образом получали запись в трудовой книжке, а заодно образовывали вокруг себя некое творческое пространство.

«Детский сад» был натуральным пустующим детским садом, в котором сторожа-художники устроили себе роскошные мастерские и выставочные залы. Кроме постоянных жителей, там выставлялись, оттягивались, общались и устраивали хепенинги Тимур Новиков, Сергей Африка, Юрий Гаспарян, Жанна Агузарова, Сергей Курехин, Артемий Троицкий, Дмитрий Пригов, Екатерина Максимова и Владимир Васильев (да-да, те самые!), Вячеслав Зайцев и многие другие. Собственно, после объединения питерских и московских сил и понеслось самое веселье – первые арт-акции, костюмированные гулянья… Илья Кабаков однажды сказал, что «Детский сад» – это главное событие 80-х. Оттуда вышел весь авангард, те, кто стал впоследствии известным художником, модельером, писателем.

Западные корреспонденты не могли поверить, что в Советском Союзе такое возможно. И действительно, осенью 1986 года сквот прикрыли, предварительно вырубив отопление и электричество. Но вкус свободы уже был распробован.

Невыносимая легкость

Затем образовался сквот в выселенном доме Министерства обороны в Фурманном переулке, где с 1987-го по 1991-й число жителей постоянно возрастало, и все новые пустые квартиры захватывались под мастерские. Часто художники из других городов и решались-то на переезд в Москву только потому, что существовал сквот на Фурманном – было где жить.

Это время характеризовалось взрывом интереса к русскому искусству, картины неожиданно для самих авторов, не успев высохнуть, раскупались, в воздухе ощущалась «невыносимая легкость бытия».

Художественную линию в 1991 году продолжил сквот «Галерея в Трехпрудном» под предводительством Авдея Тер-Оганяна. «В начале 90-х в Москву перебрались почти все. Мы жили в Трехпрудном переулке, в огромных расселенных коммуналках. На чердаке работала галерея, в которой каждый четверг устраивались вернисажи. Гостям предлагался непременный коктейль: спирт «Рояль» + вода + концентрат сока из пакетика. Летом 1993 года нас выселили», – вспоминает Максим Белозор. Тогда же большая часть художников перебралась в старый дом на Бауманской, где продолжала устраивать «четверги».

Фестиваль нон-стоп

Самым крупным независимым творческим пространством (несколько домов и два двора) был «Заповедник искусств на Петровском бульваре» – сквот альтернативного модельера и художника Александра Петлюры. Стороннему наблюдателю жизнь арт-коммуны казалась непрерывным фестивалем. Там проводились показы параллельного кино, мод, перформансы, во дворе устраивались дискотеки для всех желающих, тусовались завсегдатаи Тишинского «блошиного» рынка и неформалы всех мастей. Существовал бутик «инакой моды», где можно было прикупить туфли 30-х годов или бабушкину шляпку из сундука, и клуб «У Петлюры». Талисманом коммуны были старики пани Броня и Абрамыч, прежде заброшенные, как и сами эти дома, но благодаря Петлюре вполне адаптировавшиеся к богемной жизни и к тому, чтобы постоянно находиться в центре внимания. Сквот продержался целых пять лет, возможно, еще и потому, что имел жесткий принцип – поддержание полной и тотальной чистоты (никаких бутылок, «бычков», грязи), и властями как бы неофициально, но признавался. Прощальный фестиваль на Петровском состоялся весной 1995-го, когда во дворе уже вовсю работала строительная техника.

Еще дольше продержался «Булгаковский сквот» на Большой Садовой, 10. Здесь в течение шести лет под пристальным взглядом кинокамеры жила коммуна хиппи, проходили занятия Хипповского университета, где читали лекции заезжие иностранцы, местные ветераны движения и просто те, кто хотел вступить в коммуну.

Известны также сквот на Остоженке, 20, где состоялся первый квартирник Умки, панк-салон на Преображенской, сквоты на Чистых прудах и в Кисловском переулке… Всех не перечислишь.

Метаморфозы

Чем же кончилась эта вольница? Кончилась ли? И, если да, стоит ли об этом жалеть?

В Питере, где расцвет сквоттерского движения носил еще более бурный характер и закончился позже столичного, есть живой (и действующий) памятник тех времен – неподалеку от Московского вокзала, на Пушкинской, 10. В 90-х здесь жили, репетировали, писали и устраивали всевозможные действа известные рок-музыканты, художники и прочие творческие личности. Как ни странно, часть пространства удалось отстоять, и по сей день там размещаются музеи и галереи современного искусства, мастерские и клубы. А что творится в Москве?

Находившийся на Пятницкой сквот, где проходили показы Бартенева и устраивались авангардные выставки, превратился в клуб «Третий путь», который по традиции свое существование не афиширует и имеет узкий, но постоянный круг посетителей. Бывший художественный андеграунд, распределявшийся по массе сквотов-галерей, вышел из подполья и на совершенно законных основаниях оккупировал и сделал центром современного искусства заброшенные помещения винзавода в Сыромятнических переулках. Но всегда остаются те, кто в официальную жизнь не вписывается.

Вход через окно

В начале 2007 года в Хохловском переулке, ровно напротив бывшего «Детского сада», в помещении почившей типографии «Оригинал» появился очередной молодежный сквот.
Заселившие его художники, отступив от правил, платили хозяину небольшую арендную плату (все-таки не 90-е на дворе). К ним присоединились фотомастерские, театральная, танцевальная студии.

Ровно к 2008 году проект «Художественные мастерские. Типография» свое существование закончил – здание начинает «зарабатывать». Существует и засекреченная донельзя площадка, на которой проходят бесплатные концерты альтернативной музыки. Это, конечно, не тот масштаб, что в 1997 году, когда для панк-концерта был засквотирован вестибюль пустовавшей станции метро «Ленинские горы», но и дело не одноразовое.

Есть и просто квартиры-сквоты, жильцы которых стараются не привлекать к себе внимания. В одном из таких старых, ждущих реконструкции особняков с заколоченной дверью (вход через окно) живет второй месяц знакомый фотограф. Дело это непростое, требующее стальных нервов и хорошей физподготовки – опасность может прийти в любой момент, с любой стороны. Он бы с удовольствием, гарантируя сохранность помещения, платил небольшие деньги за законное проживание, но столичных цен ему пока не потянуть.

Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация