Любимая игра архитектора Шепелева
Он закончил МАРХИ, защитил диссертацию и, работая старшим научным сотрудником НИИ, одновременно «халтурил» – проектировал небольшие, как тогда разрешалось, дачи. Таким образом, к 90-м годам, когда настало время больших денег и огромных особняков, Владимир Шепелев стал одним из первых архитекторов, имевших опыт работы с частными заказчиками.
Замки «красных пиджаков»
– Итак, в середине 80-х вы проектировали дачи…
– Да. Заказчики были довольно известные, продвинутые люди. У нас тогда понятия не имели, зачем архитектора, дизайнера приглашать. А они ездили по заграницам и к делу подходили цивилизованно. Вот так постепенно, по рекомендациям, без всякой рекламы – познакомишься с другим, третьим, тот посоветует четвертому – мы вышли на довольно серьезный архитектурный бизнес. («Мы» – это небольшая компания архитекторов.)
– Люди стали понимать, что архитектор необходим?
– Да, уразумели, что гораздо дешевле заплатить за проект, чем строить на свой страх и риск, а потом перестраивать… Или, не дай Бог, треснет дом, как на заре капитализма в России – дома вовсю трещали. Неправильно фундамент заложат, перекосится кирпичная кладка, плиты прогнутся, много было «ляпов» – без конструктора, без архитектора. Помните, какие монстры появлялись вначале? В период красных пиджаков и кирпичных замков.
– Вряд ли, строя хибару из двух комнат, имеет смысл звать дорогостоящих специалистов. При какой стоимости (площади) рентабельно приглашать архитектора?
– Если возводится не летний домик, а каменный, солидный, необходим хотя бы конструктор.
– Есть ли у вас какой-то типовой набор проектов, который модифицируется в зависимости от требований заказчика?
– Разумеется, есть портфолио, архив. Но мы никогда точь-в-точь не повторяемся, каждый раз делаем эксклюзив. Что-то берем, перерабатываем до неузнаваемости, делаем «по мотивам», пользуемся отдельными планировочными элементами. Разве можно, чтобы человек увидел точно такой же дом, как у него? Да и архитектору так интересней. Для меня моя профессия не рутина, а игра. Любимая. С мыслительным процессом, творчеством. Так что получается, я развлекаюсь на деньги заказчика – каждый раз новые задачи.
– С чего началась эра особняков?
– На Рублевке в самом начале 90-х была «первая ласточка». Хотя нет, еще до того в поселке «Дружба» по Ярославскому шоссе на шести сотках поставили дом метров в 300–400, он почти весь участок занял. С цокольным этажом, двусветной каминной, мансардой, весь в кирпиче… Мы его называли «дворец».
Звонит телефон: «Ага, сделали. Паркет блестит, колонны золотые, все как настоящее…» Мне: «Извините, продолжим».
Огонь и воду, и медную крышу!
– Вы говорили про дом, который занимал весь участок…
– Да, этот наш дворец. Тогда люди приезжали в Москву, делали быстрые деньги и хотели тут же резко изменить жизнь. Но как? Вывели одного такого товарища на меня. Я гордо пришел с макетом этого нашего дома: вот, говорю, дворец! Заказчик посмотрел критически: нет, говорит, мне надо в пять раз больше… Сделали! Это был первый дом такого масштаба.
– Интересно, какие запросы тогда были?
– Заказчик посадил в машину и повез по Москве. Подъезжаем к Дому Пашкова, показывает на лестницу – хочу такую. Я записываю. Потом к гостинице «Националь», там стена отделана – хочу так! А это что? Эркер, говорю. Хочу два! Башенки хочу, зимний сад. Баню, бассейн, спортзал – все, что возможно, полный набор. Ну и дом такой, как торт, получился – полная эклектика, но забавно.
– Забавно? Со вкусом, похоже, у заказчика не очень…
– Почему? Нормально со вкусом. Потом на этом же участке (там несколько гектаров на берегу водохранилища) мы ему проектировали охотничий домик в 4500 кв. метров. Внутри умещались настоящий теннисный корт, почти профессиональная кухня, баня со спортзалом, кабинеты SPA, чуть ли не целая поликлиника… Ну и все охотничьи трофеи разместились, он – заядлый охотник.
– Бывает, что приходится отговаривать от излишеств?
– В основном из практических соображений. От лепнины людей отговариваю – она пылесборником работает. Еще – от тотального кондиционирования: климат позволяет нам жить без кондиционера практически весь год, а люди тратят уйму денег на закупку и установку оборудования. А оно потом шумит, гудит, ломается. И высоту скрадывает.
Или, например, мода на медную кровлю. Стоит дорого, а крыша ненадежная: материал мягкий, чистить ее нельзя – каблуком протыкается. Если соприкасается с черным металлом, образуется термопара, может искра проскочить, загореться… Потому говорю: медная крыша через три месяца все равно изменит цвет, давайте лучше железо под медь покрасим или сразу в зеленый, чтоб не морочиться.
– Как относитесь к прочим модным веяниям – кровля из соломы, из камыша, из дранки, которая во время дождя разбухает и не пропускает влагу, а при солнышке высыхает, и дом вентилируется? Из дерна, на который можно растения сажать?
– Это несерьезно, это игра, а я все-таки за функциональность. Камыш, солома – представляете, сколько мусора там накапливается, сколько насекомых селится? А чистить как? Пылесосом? Да и гореть будет очень хорошо, хоть и с противопожарной пропиткой. Даже железо горит. Дранка высохнет, потрескается, вот тебе и вся вентиляция. Это от бедности такие крыши у нас делали.
Вообще немалая часть ноу-хау от бедности. В горах Европы, где деревьев было мало, стали крыши натуральным камнем покрывать. И черепицу стали делать те, у кого глина под боком была. А деревянные дома, которые у нас на каждом шагу, там только богатые могли себе позволить. Пока дерево до места довезешь, оно уже золотое выходит. Как говорится: «за морем телушка – полушка, да рубль перевоз».
Про логику и шифер
– Вы еще светопрозрачную кровлю забыли раскритиковать…
– Такие обычно делаются в зимних садах, студиях. Красивые, но больно трудные в обслуживании. Представляете, стоит дом с такой прозрачной кровлей в лесу, на него сухие листья, хвойные иголки сыплются, птички… садятся. Грязь ужасающая. Климат наш, когда днем вода, а ночью подмерзает, для такой кровли тоже опасен. Стыки там, а значит, протечки. Вообще, чем меньше стыков, всяких коньков, тем больше гарантия прочности. Сейчас даже советуем без мансарды обходиться – иметь обычный холодный чердак спокойнее.
– Недавно узнала, что шифер (нем. Schiefer) – это разновидность сланца, крыши из которого в средние века могли себе позволить только короли, графы и прочая знать. Интересно, почему наш шифер шифером называть стали?
– Сие логике не поддается. Кто-то, очевидно, однажды ляпнул, так и повелось. У нас, как известно, самый дешевый кровельный материал – асбестно-цементные листы, которые через три года начинают трескаться. А сейчас, действительно, слоистый сланец вошел в моду. Но это для очень богатых.
– По крышам прошлись, теперь поговорим о стенах…
– Раньше дома были из красного кирпича, из белого, штукатуренные. Но штукатурка в нашем климате трескается, отваливается каждые два-три года, хотя изначально смотрится хорошо. Ее сейчас применяют в основном, когда строят целые поселки. Быстренько оштукатурят, ярко покрасят и продают. А мы почти все здания делаем не под штукатурку, а под облицовку – камнем, плиткой. Получается примерно в два раза дороже, зато сделал фасад – и забыл о нем.
– А цветовая палитра какая?
– Натуральный камень сам диктует цвет. Вот известняк, например, светло-серый, белый, кремовых оттенков. А плитка может быть любого цвета и имитировать любой материал – под кирпич, под мрамор…
– Говорят, стены специально старят? Втирают сажу, мох, землю…
– Знаю, что мрамор старят для отделки полов, зеркала старят, мебель делают как бы в патине… А облицовка сама собой старится. Известняк пористый, туда грязь и пыль набиваются, и смотрится это вполне благородно. Дом становится даже красивее, чем новый, особенно если в лесу стоит, как замок…
Дешево и сердито
– Из чего можно построить самый дешевый дом?
– Относительно дешевый материал – пенобетонные блоки: быстро возводится, штукатурится – и готово! Хотя, в общем-то, стоит примерно одинаково – блоки эти, кирпич и дерево. Цена в основном зависит от отделки.
– Бывают ли случаи использования каких-то нетрадиционных технологий? «Умный дом» никто делать не хотел?
– Был такой особняк в Староконюшенном переулке – полностью напичканный электроникой, датчиками, с тотальным кондиционированием, со всяким невероятным отоплением, наблюдением… Скорее не умный, а заумный. Чтобы все это работало, нужно держать человек пять инженеров. Ломается же все постоянно, и надо ремонтировать.
– Ваш контингент – богатые. Какие у них сейчас предпочтения – русская усадьба, английский особняк, шале, готический замок?
– По-моему, шале – это просто каприз. Построят деревянный дом и называют шале. В России избы надо ставить, какие тут альпийские хижины? Барином сейчас особо тоже никто не стремится быть, предпочитают функциональность. Как-то делали американский дом…
– А он чем отличается?
– В нем можно кулаком стену пробить. Видели, в фильмах автомобиль въезжает в стену и насквозь проезжает? Потому что дома там сделаны из каркаса, утеплителя и облицовки. Смотришь, вроде кирпич, а на самом деле картон, плиточкой облепленный.
– Разве нам такое годится?
– Почему нет? В Канаде так строят, а там такой же климат, как у нас. Это дешевле, но наш народ предпочитает брутальность. Подойдут к стенке, постучат: да-а-а, домик-то хлипковат! А еще у американцев окна низкие, потому что сугробов не предполагается.
– Человек часто может объяснить, чего он хочет?
– Как правило, нет. Пришел ко мне один господин. Спрашиваю: в каком стиле вы хотите? Он подумал, подумал и говорит: чтоб было строго-наворочено.
– Каким бы был ваш дом?
– Одноэтажный, с внутренним двором – атриумом, чтобы из бани выскочить, и никто не увидит. Простой снаружи, а вся красота, все примочки внутри. И крыша простая, двускатная, чтоб не протекала. Если, конечно, руки до этого когда-нибудь дойдут.