11:27:19
25 ноября 2024 г.

Царь велел семь дней гулять

Путеводитель по МосквеКанун Рождества – сочельник – справляли скромно и во дворце московского царя, и в простых домах. Зато на следующий день начинались веселье и разгул – святки. Колядующие одевались как можно страшнее: шубы наизнанку, жуткие маски, изображающие злых духов. Пугали детей и девушек. Устраивали хороводы и пляски. С песнями ходили по домам, «духи» стучались в окна, и люди выносили им подарки, угощения.

Самый страшный из колядующих назывался Дед – старинный прототип нынешнего Деда Мороза. Существовал ритуал его «ублажения». Накануне Рождества старший в семье должен был выглянуть в окно или за порог и предложить: «Мороз, Мороз, приходи кисель есть! Мороз, Мороз, не ешь наш овес».

Москвичи на Рождество отправлялись гулять в Петровский парк, Марьину рощу, Останкино, Сокольники, где все – аристократы и простолюдины – предавались зимним забавам: катались на санках, бились на кулаках.

Прототипом же зимнего Нового года можно считать Васильев день – праздник в честь святого Василия Великого, архиепископа кесарийского. Его же называли Василием Щедрым, потому, видимо, что праздничный стол в этот день по обилию угощений превосходил все прочие. Подавали множество мясных, крупяных и мучных блюд, варили компоты, взвары, кисели, пиво, пекли пироги с различной начинкой. В центре стола ставили поросенка, зажаренного на вертеле: свинья из-за своей плодовитости воспринималась как символ красоты. Говорили: «Свинку да боровка для Васильева вечерка».

Обильный праздничный стол, по древнему поверью, должен был обеспечить благополучие семьи на весь предстоявший год. Поэтому стол стремились уставить всем, что хотели бы иметь в достатке в своем хозяйстве. Однако на нем не должно было быть дичи или зайца, так как существовало поверье, будто в таком случае из дома улетело бы или ускакало счастье.

Отмечался не столько сам Васильев день, сколько его канун – Васильев вечер 13 января. Этот вечер был весьма важным: считалось, что святочные гаданья на Васильев вечер всегда сбываются. Девушки и парни гадали на женихов и невест. «Загадает девица красная под Василя – все сбудется, а что сбудется – не минуется».

Существовало и такое гадание. До света из гречки варили кашу, а когда она поспевала, тогда, вынимая горшок из печи, хозяйка говорила: «Милости просим к нам во двор со своим добром». Осматривали кашу. Предвещало худое, если горшок треснул или не был полон. Если каша красная, полная, то счастье ожидало весь дом. А каша белая угрожала бедами.

И чтоб никакого мордобоя

Что до Нового года, то в старину, по существовавшему тогда летоисчислению, он наступал 1 сентября. Последний раз Новый год 1 сентября в Москве был отпразднован в 1698-м. Оделяя всякого яблоком, Петр I называл каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем. Каждый заздравный кубок царя Петра сопровождался выстрелом из 25 орудий. После чего Новый год на 1 сентября царь отменил.

А 15 декабря 1699 года, едва на Красной площади смолк барабанный бой, царский дьяк объявил петровский указ: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия… детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».

Царь повелел праздновать семь дней, вплоть до Рождества, распахнув двери перед гостями, зажигать ночью праздничную «иллюминацию» из костров прямо на улицах, украшать дома плошками с горящим маслом, ставить на дворах еловые деревья, а бедным обывателям вешать на ворота еловые ветви.

Так в Москву впервые на Новый год пожаловала елка.

Елки украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами. (После смерти Петра елку совсем забыли, и вернули ее «к жизни» лишь в начале XIX века немцы, обосновавшиеся в Петербурге и продолжавшие в далекой снежной России соблюдать обычаи Германии.)

Впервые на тот первый Новый год царь устроил для народа потеху – фейерверк. Первым пустил ракету сам Петр. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование по всей Белокаменной. В знак всенародного праздника палили из пушек. По дворам знатных домов тоже шла стрельба, так как царь приказал «из небольших пушек, у кого есть, и из мелкого ружья учинить трижды стрельбу, и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится…».

Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

Историк Роберт К. Масси приводит занятные подробности. Бояре артачились нововведению, утверждая, «будто Бог не мог создать Землю посреди зимы». Петр предлагал скептикам ознакомиться с глобусом, «доброжелательно и спокойно объяснял им, что Россия – это еще не весь мир и когда у них зима, то по другую сторону экватора в это же время всегда царит лето».

Веселый барабанщик

Сам государь в компании Всешутейшего и всепьянейшего собора объезжал дома знатных вельмож и бояр. При этом все должны были веселиться, кто имел «кислую мину», был бит батогами.

Хмельное сообщество Всешутейшего и всепьянейшего собора возникло, когда царю было всего 18 лет, и существовало до конца его дней. Эта шумная компания старцев (в ней были князья Петр Прозоровский, Федор Ромодановский, Федор Головин), молодых гуляк (во главе с царским любимцем Александром Меншиковым) и иноземных авантюристов кочевала по Москве, врывалась в дома бояр, требуя развлечений и угощений. Численность этой дикой свиты царя порой доходила до 200 человек.

Разудалый пир начинался в полдень и заканчивался на рассвете следующего дня. Угощение хозяева обязаны были подавать в неимоверных количествах, но между переменами блюд делались перерывы, чтобы покурить, поиграть в шары или кегли, посостязаться в стрельбе из лука и пищали. «Застольные речи и здравицы сопровождались не только одобрительными возгласами и веселыми выкриками, – пишет Масси, – но и пронзительными звуками труб и артиллерийскими залпами. Когда же начинал играть оркестр, Петр лично бил в барабан».
Когда кого-нибудь из пирующих клонило в сон, он попросту сползал со скамьи на пол и мирно храпел. «Бывало, что до половины компании спало под шум буйного веселья остальных», – продолжает Масси. В Новый 1700 год пир Всешутейшего собора растянулся, как и требовал в указе государь, на полную неделю. Гости, утомившись, вповалку спали на полу, время от времени поднимаясь, чтобы поглотить очередную гигантскую порцию еды и питья, а затем вновь погрузиться в ленивую дрему.

Царь, по свидетельствам очевидцев, в новогоднее торжество особенно предавался шутовству и вел себя «как необузданный юнец».

Владимир Симонов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация