00:03:47
23 ноября 2024 г.

Твербульский блюз

Путеводитель по МосквеГород напоминает слоеный торт, где вроде бы все слои отдельны, но вишневая начинка нежно ложится на взбитые сливки, под которыми едва видна карамель, и чудится едва заметный привкус киви, в конце же, почти неощутимый, обнаруживается тонкий фундамент песочного теста.

И здесь – из-под сталинского слоя выглядывает Екатерина, вдруг подмигивает из-за брежневской громады Иоанн Грозный, гуляют по улице молодые 20-е годы, а потом слышится отдача Великой Отечественной. Но едим мы этот торт здесь и сейчас. И какой же у всей этой мешанины неповторимый вкус!

Вот она, Пушкинская площадь, и без знаний Тверской бульвар отыскать нелегко. Толпа, скверы, фонтаны… Но любой коренной москвич пройдет здесь с закрытыми глазами, на ощупь. Не от того теряюсь. Уж слишком много напластований времен. Которое важней? О чем поведать?

Важно ли, что любимые наши бульвары, и Тверской среди них, в прошлом – мощный земляной вал, защищающий Москву от неприятеля, который Екатериной II велено было «… разровнять и ко украшению города обсадить деревьями, а излишний щебень и землю употребить в пользу обывателей»? Что в 1812 году бульвары были почти уничтожены, а после птицей Феникс возродились еще краше? Что Тверской – самый первый (1796 года рождения) и самый длинный (872 м) из бульваров, первоначально был местом гуляний знати и звался «Зеленый клуб», а позже был облюбован купцами и студентами, живущими в так называемом Латинском квартале (возле Церкви Иоанна Богослова)? Считаете это несущественным? Тогда следуем дальше.

Диетический фонтан с коктейлями

Сквера у Макдональдса никак не миновать. В центре – фонтан, вокруг которого кучкуется вечерами молодая толпа, столики под легкими навесами, гитарные переборы… Веселую эту толчею гости столицы часто за Тверской бульвар и принимают, не подозревая, что дело обстоит значительно тише. На месте же фонтана и раньше гудела молодежь, только происходило это в стоящем на этом самом месте – да-да! – коктейль-холле – удобнее и ближе места развлечений студентам Литературного института было не придумать. Позже коктейль-холл переквалифицировался в диетическую столовую. Затем стал фонтаном. Вот и не верь после этого в реинкарнацию.

Но перейдем же наконец дорогу. Здравствуй, Твербуль!

ПамПуш и тетка Грибоедова

Твербуль – ПамПуш. Пароль этот и отзыв были чрезвычайно модны еще в 20-х годах прошлого столетия и далее не теряли актуальности, пока ПамПуша – памятник Пушкину – не перенесли в сквер по ту сторону Пушкинской площади. С тех пор москвичи, назначая свидание, оказались перед жестким выбором: либо Твербуль, либо ПамПуш!

Впрочем, с памятниками здесь вообще творятся странные дела. Пушкин – путешествует, а монумент Тимирязеву, располагающийся у Никитских ворот, однажды был обнаружен без головы. Дело было во время Великой Отечественной войны, и голову великому ученому снесло во время бомбежки взрывной волной. Слава богу, немаловажная эта часть была найдена и поставлена на место.

Кстати о голове. Ну, как тут не вспомнить бедного Берлиоза из «Мастера и Маргариты»? Правда, голову ему отрезало на Патриарших прудах, они тоже неподалеку – в Бронных переулках. Но заседал он в Массолите именно на Тверском, в здании, где сейчас Литинститут: «Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара резною чугунною решеткой. …Дом назывался «домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя… Ну, владела или не владела – мы того не знаем. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было…».

Финский буль-буль

Перестанем же вместе с Михаилом Афанасьевичем гадать о наличии у Грибоедова тетки и вернемся к Твербулю. Слово это, уже было совсем забытое, снова возродилось в 90-х годах в театре «У Никитских ворот», где поставил одноименный спектакль-мюзикл известный сейчас более как музыкант Алексей Паперный. Действо, к неожиданности авторов, имело шумный успех на самых разных театральных фестивалях мира, так что, услышав из уст финна или немца веселенькое «твер-буль-буль-буль…», не удивляйтесь.

Тут уж мысль естественным образом перескакивает на театры, которыми Тверской не обделен – целых три. Не сказать, чтоб билеты в них рвали друг у друга из рук, хотя бывали и такие времена.

Проклятие Алисы Коонен

Так, в доме № 23, где теперь Театр имени А. С. Пушкина (никуда от классика не деться!), с 1914 по 1949 год находился знаменитый Камерный театр, возглавляемый блестящим режиссером-экспериментатором Александром Таировым. Закрыт он был «за эстетство и формализм». Говорят, уволенная прима Камерного актриса Алиса Коонен театр прокляла. Возможно, это сказывается.

В здании Театра на Малой Бронной располагался знаменитый Еврейский театр Михоэлса, трагически погибшего в 1948 году. Следующий пик славы уже Московского драматического театра пришелся на конец 70-х – начало 80-х, когда у руля стоял Анатолий Эфрос. Пока все.

Новый же, «женский», МХАТ был славен исключительно как долгострой Москвы и плод внутримхатовского раскола. Несмотря на долгое возведение, здание, по правде сказать, Тверской бульвар не украшает. Тяжеловесность его странно смотрится среди уютных особнячков, а мрачный темно-коричневый окрас напоминает о монументе на пепелище. Но это, конечно, судить специалистам.

Проходной литературный двор

У углового дома Тверского и Малой Бронной, кроме соседства театра, была и еще одна особенность. В огромной коммунальной квартире с кучей соседей и четырехметровыми потолками (бывшая разгороженная на клетушки казарма) жил поэт Анисим Кронгауз. Дом находился прямо на пересечении литературных трасс: Литинститут, Клуб писателей на Герцена (ныне – ЦДЛ на Малой Никитской) и чтимая в литературных кругах «шашлычная» на Герцена же, у Кинотеатра повторного фильма. Не завернуть в гости было просто невозможно, и на протяжении многих лет квартира служила «перевалочной базой» для вечно голодных студентов, приезжавших на побывку фронтовиков и просто поэтов. Винокуров, Межиров, Луконин, Твардовский, юные Вознесенский и Евтушенко – здесь перебывал весь цвет советской литературы. Мама Кронгауза, Эсфирь Александровна, исправно всех подкармливала.
Кроме, как водится, задорно рассказанной Хармсом истории о том, как Андрей Платонов работал в Литинституте дворником, и печальной полустертой мемориальной доски на соседнем доме в память об Осипе Мандельштаме, Тверской с литературой связывает, оказывается, еще одна неожиданность. На доме 20 нами была обнаружена доска: «Здесь во время октябрьских боев 1917 года при взятии дома градоначальника героически погибли члены Союза рабочей молодежи товарищи Жербунов и Барболин». Знакомые фамилии, однако… Уж не революционные ли герои Пелевина из «Чапаева и Пустоты»? Да, они самые. Ничего святого, однако, у Виктора Олеговича.

Дамы, пальмы, джентльмены

Со славным прошлым здесь все в порядке, не перейти ли, наконец, к настоящему? На углу четной стороны Тверского и Тверской – вечный магазин «Армения». Мемориальный музей-мастерская С. Коненкова и мемориальная доска его же. В витрине – Московский музей современного искусства, Галерея искусств Зураба Церетели.

Попытавшись заглянуть в проулок между домами, натыкаемся на суровый взгляд вдруг-откуда-ни-возьмись появившегося охранника: «Вы что-то ищете?».

Двухэтажный особняк фаворита Екатерины отреставрирован, выложен при входе веерообразной брусчаткой, на которой в кадках произрастает нечто пальмовидное. Возможно, в память о происхождении нашего всемилюбимейшего и вездесущего классика. Ведь именно в его честь названо находящееся здесь заведение – «Пушкинъ», куда, выйдя из немереной длины машины, чинно направляются две дамы и джентльмен.

Привет папе Карло!

– А теперь становимся шахтерами, – комментирует сын, и мы ныряем в узкий коридор под лесами. За решеткой, которой коридорчик забран, бульвар и небо над ним кажутся особенно красивыми. В низкий потолок уходят колонны фонарных столбов. Мрачновато. А вот и свет в конце туннеля. На время обретаем свободу.

Мимо мрачного храма искусств, украшенного тяжелым каскадом фонарей, Главмосстроя, банка, пенсионного фонда, памятника архитектуры… Снова ныряем в коридор под лесами с красно-коричневым скворечником похожего на мясорубку пожарного крана. Далее – огромная клеенка с нарисованным в натуральную величину желтым особняком. Между мостками, прямо с мостовой, проход к нарисованной двери, украшенной надписью: «чувствуй себя как дома!» Это похлеще нарисованного очага Папы Карло. Где наш нос, Буратино?

Ромашки спрятались

Проход между домами. Слева подвального вида дверь с надписью «Железнодорожные и авиабилеты» с радужной стрелкой в небо. Стена дома справа в коробках кондиционеров и свежевстроенных труб, низом уходящих в стену, а далее изгибающихся лебединой шеей и так, с открытым ртом, и застывающих над улицей.

Проходим вглубь. Мимо нехилого жилого дома с низом из коричневого стекла. Справа «автосервис». Не успеваем сделать и пару шагов, как из-под земли вырастает охранник с очередным: «Вы что-то ищете?» Собираюсь ретироваться. Но сын, увлекшийся краеведением, отважно проходит вперед:

– Мама!

Спешу на зов. Сплошное очарованье! За заборчиком, под гроздьями рябины, старый «горбатый» «запорожец», весь расписанный ромашками и божьими коровками. На крыше – реклама автосервиса. Обращаюсь к охраннику:

– Он у них на ходу?

Тот расплывается в улыбке:

– Ага! Сделали ребята, теперь выгуливают его тут, по Тверскому. Правда, хорош?

Убежденно киваю.

Мы выбираем

Средь бесконечно трансформирующегося дома 14 обнаруживается приуютнейший отельчик «Ист-вест». Дворик в цветах, черные с золотом ворота, забор, увитый виноградом. Атмосфера нездешности. Эх, пожить бы здесь!

Далее, до самого угла с Большой Никитской, перемежаемое редкими вкраплениями царство ТАСС. А вот и Никитские ворота.

От этой площади лучами расходятся Большая Никитская, Никитский бульвар, Поварская и Малая Никитская. Выбирай, хочешь ли попасть на Манежку, Арбат или Садовую – в район Красной Пресни и, соответственно, зоопарка. Так и хочется сказать по анекдоту: «Прямо не знаю, все такое вкусное!» Но нас интересует Тверской бульвар. Впрочем, помедлим и оглядим его исток – площадь Никитских ворот.

Купание классика

К тому, что любое путешествие по старой Москве проходит в сопровождении Александра Сергеевича, пора уже привыкнуть. Так, на балу в одном из здешних особняков он познакомился со своей будущей женой.
Перед Церковью Большого Вознесения у Никитских ворот, где, поэт венчался с Натальей Гончаровой, разбит сквер. В фонтане-беседке обречены на вечное купание Александр Сергеевич с Натали. Скамеечки, неизвестно каким чудом выживающие березы, задником – белая стена храма. С бульвара на этот островок-оазис с одобрением взирает Тимирязев.

На углу Малой Никитской крошечная итальянская кондитерская в стиле «барби» – вся такая розово-золотая. Будочка чистильщика с прилепленными к стеклу стельками. Сколько себя помню, это место всегда славилось обилием чистильщиков обуви. Дом 1. Раньше здесь был знаменитый магазин «Ткани». Теперь – ювелирный и свадебный салон с витриной, полной невест.

С утра – бархатный шатер

Вот и наша, прежде тишайшая Малая Бронная. У поворота на нее с двух сторон – рестораны. Слева – брусничный бархатный шатер входа и трогательная надпись: «Не успели еще позавтракать? Мы ждем вас с 9 утра!». Справа, прямо с угла моего отчего дома ресторан «Мельница».

На узкий тротуар свисают цветы. За стеклянной дверью «винотеки» великолепие стеллажей с расставленными по ранжиру бутылками. В узком проходе между домами лестница в небо, над ней прямоугольник с надписью «Ноты». Музыка небес? Мощные подъезды с полукружьями лестниц. Полуушедшая в землю глухая железная дверь. Вокруг асфальт как будто взломан. Прислонена картонка: «Возле двери машины не ставить!»

Внезапные сычи и рыжие сони

На виду, «на сцене», свежеотреставрированный, пасхально-розовый филиал Бахрушинского музея – дом-музей Ермоловой, перед которым когда-то собирались толпы поклонников великой актрисы. Помпезное здание Росбанка. А что внутри, за кулисами?

Ныряем в арку. Обычный старый двор, и неожиданный, малозаметный поворот налево. Крохотный глухой двор-колодец завален мусорными мешками. Битый кирпич, обрывки, ошметки, ни одной открывающейся двери. Разгром и заброшенность. Что это было? Налет внезапных сычей? Привал рыжих сонь? Но вот они, признаки жизни! Прямо над головой, в углу, из окна в окно третьего этажа перекинута доска-переход. Выступ-пристройка с единственным полным жизни и желтого света огромным окном полуприкрыт кружевом ветки. И это в двух шагах от респектабельного Тверского.

В отблеске фейерверка

Еще один двор. Вот она арка, совсем рядом. А далее – лабиринт. Пять поворотов – четыре разных двора. Двухэтажное здание со свежими решетками внизу, а на втором – одно окно светится, а прочие выбиты. Далее элитный жилой дом за кордоном охраны, веселенький желтый особнячок – сбор всех времен. Увлекшись виражами, утыкаемся носом в решетку, за которой белеет самое старое здание Тверского – церковь Иоанна Богослова. Над ухом вкрадчивое: «Вы что-то ищете?» Признаемся чистосердечно: «Выход». Нас без печали выпроваживают. С трудом осознаем, что наше длиннющее путешествие происходило на протяжении одного дома 17 и от входа до выхода – два шага. Когда-то здесь располагалась усадьба, знаменитая своим садом и прудом, по которому катались на лодках, и «устраиваемыми по любому поводу» фейерверками.

Гитара для Пьера Безухова

Ну, вот и все. Пройдя Театр Пушкина и пустырь с коробкой ресторана, оказываемся снова в «прихожей» Тверского бульвара – сквере «У Макдональдса», в сегодняшнем дне. На спинках скамеек, как на насестах, тесно. Пиво льется рекой. Бьет фонтан. Веселое трио просит подать «на развитие алкоголизма в России». Идут «на ура» блины «Илья Муромец с бужениной под хреном».
Парнишка с хвостом и маленькая, подпрыгивающая от восторга творчества девушка с гитарой самозабвенно наяривают блюз.

Притоптывая в такт, поглядываем через дорогу, на бульвар, где, игнорируя время, все так же прогуливаются литературные персонажи. Вот дочери Щербатских – Долли, Натали и Кити в сопровождении лакея и гувернантки. Проехал на санях (не по сезону) Пьер Безухов. В волнении ждет актрису Клару тургеневский студент. Мелькают чеховские герои. А вот садятся на скамейку сестры – Даша и Катя из «Хождения по мукам» Алексея Толстого. Они приходят сюда слушать музыку. Но что это? Даша поднимает голову и смотрит через дорогу, в сквер, и чуть покачивает головой в такт нашему блюзу.

Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация