Старый государев двор
На старинной московской улице – Варварке, носившей потом имя Степана Разина, среди церквей, монастырей и древних подворий, высится нарядное, сразу заметное строение.Бурная жизнь древних палат
Это настоящий терем, украшенный белым мячковским камнем, с маленькими окошечками, крышей на четыре ската и фигурной решеткой на коньке. Перед нами одно из весьма интересных и старейших восстановленных гражданских зданий Москвы, известное под названием палат бояр Романовых или «Старый государев двор».
Поставленный в середине XVI века боярином Никитой Романовым, уже тогда на посаде он был двором старшим. Из этого двора народное ополчение, ведомое зарайским воеводой князем Пожарским и нижегородцем Мининым, двинулось освобождать Кремль. После Никиты владение перешло его сыну Федору Романову, фигуре тоже заметной в московской истории. Этот боярин Федор стал влиятельным патриархом Филаретом и отцом Михаила, что в 1613 году, в 17 лет, на Земском Соборе был избран русским царем Михаилом Федоровичем, положившим начало династии Романовых, которые правили Россией до 1917 года.
После избрания Михаила царем этот дом на Варварке еще добрых двадцать лет принадлежал семье. А затем, – расширили домовую церковь Романовых и устроили Знаменский монастырь.
За последующие двести лет монастырь и усадьба страдали то от оползней слабого грунта, то от пожара. Боярские палаты сдавали купцам, как русским, так и иноземным, греческим. В 1821 году архимандрит Аристарх просил разрешения сломать остатки палат, но получил отказ.
Реставрация
Лишь в 1856 году по указанию императора Александра II приступили к реставрации древнего здания. Известные историки Иван Снегирев и Александр Вельтман, архитектор Федор Рихтер, используя строительные обмеры, взялись за эту непростую задачу.
Особенно интересен был нижний этаж, сложенный из прочного камня и сохранившийся лучше всего от первоначальной постройки. Старый государев двор состоял из трех этажей-ярусов: нижнего, каменного – XVI века, среднего, широкого – XVII века и верхнего, деревянного, построенного вместо кровли уже по разумению архитектора в 1857–59 гг.
И вот постепенно были «выведены на свет из векового мрака забвения в первобытном своем виде и стариной красоте, эти палаты» – так восторженно писали газеты о завершении действительно непростого дела. На восстановленном Романовском дворе один только ярус выступал на улицу, а лучшая, более украшенная сторона здания по древнему обычаю была обращена тремя ярусами во двор, куда можно было попасть только через боковые ворота.
Боярские быт и интерьер
Что же собой представляла эта царская «колыбель»?
В самом верхнем «жилье» располагался сам боярин и его «рабочий кабинет», в тереме – боярыня. Двери из основной, крестовой палаты вели в моленную и общую боярскую, сюда же узкая каменная лестница шла из терема боярыни, а также из девичьей, смежной с детской. В нижнем ярусе или подклете хранилась боярская казна и оружие, в кладовых – съестное.
Для разной поклажи служили стенные печуры – углубления с затворами, заменяя нынешние шкафы. Для белья и платья испокон веков служили сундуки с богатой отделкой и замками со звоном или секретом.
При восстановлении главной задачей зодчего было сохранить сколько возможно все древнее в этих палатах. По уцелевшим деталям, пятам сводов, лестницам, стенным печурам, орнаментам окон можно как-то было угадать «физиономию» палат, искаженных временем и перестройками. На фронтоне здания по окончании работ начертали уставной вязью: «Повелением Благочестивейшего Государя Императора Всероссийского Александра Николаевича, в память благоверных его предков…»
Особый интерес представляло убранство комнат. Все здесь тщательно проверялось по старым рукописям, заметкам, описаниям современников и заморских гостей. Полы везде стелили торцовые из дубовых кирпичей. Стены в одних горницах обивали богатой парчой, в других обшивали полотнами с вытканным гербом бояр Романовых. Эти очень непростые ткани поставил купец Сапожников, что имел лучшую в России фабрику парчовых и штофных тканей.
Далее. Одну половину терема обили «фанерами из листового дерева с резьбой» – заказ выполнил талантливый мастер Степанов, а другую часть хором – кожаными «кордуанскими» (то есть из Испании, из Кордовы), обоями, кои были «вытисненными штампом» и покрыты листовым серебром с красками и золотистым лаком. Такой же нарядной кожей были обиты и кресла, что стояли в боярских покоях. В женском тереме потолок выполнили из душистого липового дерева, а лавки поставили дубовые с узорочной резьбой и крытые «рытым» бархатом. Образцами для печей послужили сохранившиеся в Ипатьевском монастыре разноцветные кафельные плитки.
Известно, что Александр II живо интересовался ходом восстановительных работ. В августе 1859 года он неожиданно прибыл на стройку, но смог осмотреть лишь наружные стены: внутри работали деревообделочники и столяры. Находившийся там архитектор Федор Рихтер подробно дал необходимые разъяснения и показал на чертежах последовательность работ. Император остался доволен толковым рассказом зодчего. Тем более, что он видел в 1856 году остов старого и запущенного здания. Теперь же перед ним предстало «строение узорочное, памятное и монументальное».
Праздник
И вот наступил торжественный день открытия и освящения «Дома памяти Царских Пресветлых Родителей». С утра 22 августа 1859 года вся улица Варварка, все окна и балконы, крыши окружающих домов были полны народа: стоустная молва успела возвестить, что освящение палат посетит сам царь. В два часа дня звон колоколов и клики «ура!» возвестили о прибытии императора в прежнее жилище своих предков. При главном входе в Знаменский монастырь он был встречен митрополитом Филаретом с духовенством, и процессия проследовала к месту торжества. После молебствия все тронулись внутрь палат. Александру II преподнесли хлеб-соль и поздравили с окончанием «возобновления прародительских палат». Император не ограничился поверхностным обзором и на другой день, когда никто не мешал, подробно осмотрел все достопримечательности, проведя здесь немало времени.
Устояли!
Воссозданные палаты Романовых благополучно пережили все последующие общественные передряги. С 1932 года здесь филиал Исторического музея.
В Москве его больше знают как «Музей боярского быта», где регулярно проходят выставки, посвященные нашему прошлому. Побываем как-нибудь и мы с вами в этих хоромах.
Спустимся по ступенькам узкой лестницы вниз в полутьме слюдяных окошек в кованых решетках, ощутим тяжесть над головой каменного коробчатого свода, уважительно коснемся стен, выложенных еще мастерами Древней Руси.
Старина кругом, да еще какая старина! А наверху – зимний февральский день 2005 года. Даже не верится.