В поисках логики и аналогии
Какой замечательный закон есть в нашей стране! Называется «Закон о защите прав потребителей». Жаль только, девяносто процентов простых покупателей, в чьи руки, собственно, он был вложен, как щит, до сих пор даже не удосужились его открыть.Да неужели же так трудно взять, наконец, и выяснить – что за таинственные две недели, в течение которых… Ах, вы не читали? Ну, что же, тогда можете покорно выслушивать гордое заявление продавца о том, что только в том случае сможете вернуть товар в магазин и получить обратно деньги, если обнаружите в нем дефект. Большинство продавцов маленьких магазинчиков, чаще всего приезжие из недалекого зарубежья, сами этот закон тоже в глаза не видели, а могли бы. Ведь он есть, вернее, должен висеть, стоять, лежать в каждой торговой точке на почетном месте, а не в подсобке. А те, кто читали выборочно, частенько искренне уверены, что товар можно только обменять, а уж никак не взять обратно. И знаете почему? Увидев нужный им пункт, просто не считают нужным прочитать следующий.
Вот так как-то покупала я в маленьком магазинчике детские ботинки. Ну, сами знаете, размер на размер у разных производителей не приходится. Тот единственный, что есть, вроде наш, хотя, кажется, немного меньше, чем ему положено быть. Но что поделать – не тащить же малыша за тридевять земель на примерку! В полной уверенности, что маленький магазин – это все же не рынок, где даже чека не выдают (и потому доказать сам факт покупки практически невозможно), скорее по инерции, невинно так, интересуюсь у продавца: могу ли, если не подойдут ботинки, вернуть деньги, на что получаю бодрый ответ – только обменять. Далее, ссылаясь на один и тот же закон, мы начинаем горячую дискуссию, но когда я начала вдруг сомневаться в собственных знаниях, потребовала у продавца, наконец, открыть первоисточник, дабы он висел тут же на стене. Продавец, распираемый гордостью за собственную юридическую подкованность, мгновенно открывает нужную статью и указывает на абзац, где говорится: «Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид… и
т. д.». «Убедились?» – спрашивает. Надо сказать, в предоставленной им брошюрке этот абзац завершает страницу. Переворачиваю и на этот раз уже сама с победным видом предлагаю ему ознакомиться со следующим пунктом, где черным по белому написано: «В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи». Удивлению продавца не было предела, его даже стало жалко.
Хотя, надо отметить, в законе, чтобы добраться до сути, то есть понять, что вы вправе в любом случае вернуть не подошедшую вещь и забрать деньги, нужно вспомнить законы логики. Ведь в первом пункте сказано, что, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, вы вправе обменять его на аналогичный товар. А в пункте втором говорится, что если АНАЛОГИЧНЫЙ товар отсутствует, то покупатель вправе расторгнуть договор. Если буквально следовать написанному, то, когда вы хотите вернуть платье вашего размера, купленное в порыве, но затем раскритикованное в пух и прах домашними, продавец, обведя взглядом зал, забитый до отказа одеждой всевозможных фасонов и расцветок, в принципе, может удивиться – неужели здесь нет АНАЛОГИЧНОГО товара, который бы вам подошел?
Возможно, именно это несоответствие и останавливает людей, склонных к анализу, смело нести не устроившую вас вещь обратно в магазин и не оправдываться перед суровым продавцом.
И еще одно железное правило: сохраняйте некоторое время чек на любой непродовольственный товар. Хотя, если вы купите банку икры, а, открыв, засомневаетесь в ее качестве, чек тоже будет необходим. Приобретя как-то недешевую сумочку в супермаркете, где, помимо самой фирмы, арендуют место и маленькие фирмочки, через два месяца не очень активного использования обнаружила, что та разваливается на глазах – швы расходятся, замок на молнии оборвался, кожа потемнела. Несмотря на то, что никто из знакомых не верил в успех затеи, выясняю возможность обмена у продавца. Но после предъявленного чека (продавец очень удивилась, что он сохранился) и упоминания закона о правах потребителя всуе, вопрос был решен.
Правда, говорят, сейчас появился целый отряд покупателей, использующих права ради извлечения выгоды. Особенно часто это происходит с дорогими вечерними туалетами и костюмами. Доказать, что его надевали на один вечер, довольно сложно (если, конечно, вы не вылили на него соус), поэтому часто фокус проходит. Правда, известен курьезный случай. Покупатель, прежде чем вернуть костюм в магазин, решил его привести в божеский вид и сдал в химчистку… а потом забыл снять бирку! Подобные случаи, конечно, дискредитируют законопослушного приобретателя, и он тоже может попасть под подозрение в нечистоплотности. Но все же тех, кто не знает и не заявляет о своих правах, гораздо больше.
В следующих номерах спецвыпуска мы вместе с юристами, опираясь на примеры из жизни и богатую судебную практику, разберемся, наконец, в тонкостях покупательской науки.