Петр Тихомиров: «Черепицы второго сорта не бывает, как и осетрины второй свежести»
-Когда на нашем рынке появилась черепица?
— Еще в начале 90-х годов Домостроительный комбинат №1 начал искать партнера для программы строительства коттеджей. Но приличного покрытия, кроме оцинкованного железа и глиняной черепицы, которая через три года облетала, не было. Программа коттеджей не получила широкого распространения, да нет худа без добра: черепица стала завоевывать позиции на рынке. В течение двух лет комбинат вел переговоры с группой немецких специалистов из строительной компании, которая производит кровельные материалы «БРААС».Немцы общались со многими строительными организациями, но в конце концов остановились на ДСК-1, потому что комбинат покорил их своей организацией, четкостью и безупречным отношением ко всем своим обязательствам.
И в 1995 году на территории Ростокинского завода ЖБК началось строительство нового совместного российско-германского предприятия – «БРААС-ДСК-1». (Сегодня это уже российско-французская фирма, поскольку немецкий «БРААС» купили французы – концерн «Ляфарж»). Завод построили меньше чем за год. И уже в следующем, 1996 году, «браасовцы» приступили к делу.
Сегодня практически все дома ДСК-1 украшены натуральной цементно-песчаной черепицей. Подобно чешуе она покрывает любой профиль крыши и даже сглаживает ее конструктивные неровности. Отходов, как от иных кровельных материалов, от черепицы почти не остается.
— Как потребитель встретил черепицу?
-Первые годы были тяжелыми. Потому что по-настоящему российский рынок современных кровельных материалов никто не знал. А мощности завода сразу закладывались большие: порядка 12 млн. штук черепицы или около 1 млн. 200 тыс. кв. метров.
Материал был абсолютно новым. Поскольку не было качественных кровельных материалов вообще, то возникали и сложности со сбытом, с продвижением на рынок. Устойчивый рост предприятия начинался с 1998 года – как раз после кризиса. В 2001 году мы вышли на объем 800 тысяч кв. метров в год. Производи 100 штук в минуту. А через год постараемся нагрузить наш завод по полной программе, чтобы он работал в три смены.
-Вы работаете только в Москве?
-В столице черепица расходится неплохо, но все же главный потребитель этого материала – в провинции, и в основном частники. «Браасовцы» сразу занялись региональными продажами.
И мы не только продаем свою продукцию, но и готовим специалистов самого разного профиля.
— Открыли школу?
— Да, у нас есть учебный центр, который набирает группы специалистов по всей России. Обучаются все желающие, и даже наблюдается небольшая очередь. Учатся кровельщики, причем опытные. Кстати, у нас изучают не столько черепицу, сколько всю систему «БРААС», а это десятки наименований. Кровельщики работают с инструментом в руках, узнают, как правильно класть черепицу, пилят, режут, крепят, чтобы почувствовать материал.
Менеджеры прослушивают общий теоретический курс о системе «БРААС». С интересом смотрят производство, видеофильм на кассете, снятый, кстати, у нас. Даже у наших партнеров такого фильма нет.
Кроме того, преподаватели центра ездят с семинарами по стране. Объехали с занятиями всю европейскую часть России. От Санкт-Петербурга, Пскова до Ставропольского края и Поволжья. И, конечно, Золотое кольцо.
— Есть эффект от поездок?
— По крайней мере заметно, что интерес к черепице возрастает. Сначала все заинтересовались первым, что появилось на рынке — металлочерепицей. Красивый, яркий материал, Но это – не черепица. У него есть границы применения. Вот вам живой пример. Нижний Новгород раньше был поклонником металла, теперь полностью перешел на нашу черепицу. И есть случаи, когда металлочерепицу заменяли на нашу – браасовскую. Кстати, в Нижнем очень хорошо используют нашу черепицу именно на многоэтажных зданиях.
А что касается лекций, то их воспринимают очень хорошо. Просят еще вернуться. После такого семинара в Ставрополье руководство края издало бумагу, постановляющую применять только долговечные кровельные материалы. Обоснование можно сформулировать кратко и доступно: «за те же деньги, но на 100 лет». Цены на черепицу сопоставимы с ценами на оцинкованное железо. А железо-то надо менять, ремонтировать. Так что наш материал стоит столько же, только служит, можно сказать, вечно.
— Ну уж и вечно! А если стихия?
— Вспомните – каждое лето у нас обязательно случается ураган. Деревья с корнями выдергивает, рекламные щиты крушит, кровли на куски разламывает. А нашей черепице-чешуе хоть бы что! Ни одна не пошевелилась. Кстати, комплекс на Рубцовской набережной, построенный Первым домостроительным комбинатом, уже пару ураганов пережил, и все в порядке.
— Говорят, у вас в хозяйстве имеется черепица из бетона, сделанная в 1870 году?
— Да, это подарок учредителей. Браасовской черепице больше 130 лет. Англичане начали производить аналогичное кровельное покрытие еще в 1820 году. Но массовое распространение в Европе бетонная черепица получила в середине XX века, когда ее внешний вид был отшлифован до такой степени, что ее невозможно было отличить от глиняной.
Произведенная в России черепица ничем не хуже немецкой. Причем черепицы второго и третьего сорта просто не бывает. Как и осетрины второй свежести. Только первый сорт. А наш завод «БРААС-ДСК-1» признан одним из лучших предприятий концерна в Восточной Европе.
Состоит браасовская черепица из песка, чистого бездобавочного цемента, красителя и воды. Основные ее достоинства – прочность, надежность и долговечность. Гарантия дается на 30 лет. Случись что с черепицей, производителя не надо искать где-то за границей: вот он сидит, в Ростокине. Правда, пока таких случаев еще не было.
Другие положительные качества – устойчивость к уличным шумам и температурным перепадам: в жару под такой крышей прохладно, зимой – тепло, в дождь – сухо.
— А вот говорят, будто ваша черепица тяжелая.
— Хорошего продукта должно быть много! Шутка. На самом деле вес – это достоинство. И не надо его бояться. Вес черепицы составляет только часть нагрузки на крышу. Не забывайте про снег. Он давит с силой более 100 кг на один квадратный метр. Ветровая нагрузка – порядка 60 кг на квадратный метр. Любая кровля рассчитывается, исходя из всех видов нагрузки. В результате разница в весе черепицы и другого кровельного материала составляет всего 15-20 проц. Наша черепица подходит для подавляющего большинства домов. За исключением легких летних домиков.
— Но ведь вы не только черепицу кладете…
— В Россию доставляется вся комплексная система «БРААС», необходимая для качественной отделки кровли. Это и компьютерные программы, которые позволяют рассчитать каждую крышу, каждую плоскость. Эти и элементы крепления, всевозможные системы водослива, снегозадержания, вентиляции, подстилающие пленки, мансардные окна, ступеньки безопасности. Все это абсолютно необходимо для того, чтобы крыши хватило на весь век, отведенный данному дому.
У каждого из перечисленных элементов своя функция. Произвольный сход снега с крыши необходимо сдерживать, потому что снег, а особенно снег со льдом при движении царапает крышу, как наждак.
Водосливы делаются теплыми для того, чтобы в них не намораживался лед, который их ломает. Предотвращает появление льда налаженная вентиляция кровельного пирога: между покрытием и пленкой, между пленкой и утеплителем. Конденсат должен выветриваться, иначе начинают гнить конструкции, портится утеплитель. Вентиляция – важнейшее условие для кровли и в этом смысле покрытие из натуральной черепицы имеет существенные преимущества перед металлом.
— Ваши клиенты, должно быть, богатые люди…
— Все относительно. Мне, например не кажется, что мы производим нечто элитное. Посмотрите на цены. Наша черепица стоит порядка 6-8 долл. Кв. метр. А цена 1 кв. метра керамической черепицы (между прочим, довольно рискованный материал для наших широт) составляет 30-35 долл.
Но нам, безусловно, хочется среди частных клиентов побольше обычных людей, а не «новых русских». Пока же граждане всему предпочитают шифер, являющийся абсолютным лидером по дешевизне. Но обратная сторона дешевизны известна – ежегодный ремонт. Второе место на рынке скатных крыш занимает оцинкованное железо. Черепицы же всех видов пока немного – меньше 5 процентов. Однако половина этого количества – натуральная цементно-песчаная черепица.
— Вы часто летаете в Германию. Когда подлетаете к Москве, вам удается разглядеть свою черепицу?
— Конечно! Ее нельзя не отличить от других – она матовая, не блестит, как металлическая. И сегодня я могу показать, наверное, с сотню знакомых домов. Пять лет назад этого точно не было!
О нашем собеседнике:
Как руководитель, Петр Тихомиров вышел непосредственно из «альмастер» — Первого домостроительного комбината, где трудился главным инженером Тушинского завода железобетонных конструкций. Как и все «Браасовцы», учился в Германии. В «БРААСЕ» — с самого первого дня. Однако с ДСК-1 – связь прочная. Вот уже много лет Петр Тихомиров защищает ворота футбольной команды ветеранов комбината, которая никогда не проигрывает.