12:47:11
24 ноября 2024 г.

Как «расколоть» арендаторов

Тверская – пышная, парадная, официальная. Но за нарядными фасадами – обычные квартиры (не самые, между прочим, удобные), а за домами – старые московские дворики, неухоженные, запущенные, но так любимые москвичами.Нет разрухе и запустению!
Тверская, 27. От проезжей части дворик отделяет лишь одно здание, в глубине же открываются другие проходы и улицы, ведущие в сторону Патриарших прудов. Здесь играют дети, отдыхают взрослые. Здесь же неровной шеренгой паркуются машины. Был двор, стал пустырь. Никому до него дела нет. Остатки поломанных решеток, выщербленные асфальтовые дорожки, кучи мусора – вот и все, что оставалось от когда-то уютного уголка.
С такой картиной и столкнулся Вахид Сейфуллаев, когда его назначили директором ГУП РЭП № 1 районной управы «Тверская» Центрального округа. Старый москвич, он переживал, видя эту разруху, и смириться с нею не мог. Опытный и умелый хозяйственник, до этого долго работавший в жилищно-коммунальном хозяйстве «Лефортово», он понимал, какое это богатство – пространство за домом, свободное, незастроенное. Тем более, что речь идет о центре города. Не мог оставить территорию в запустении. И потому главная задача, которую поставил себе, придя на новое место, была: вернуть людям те удобства, которых их лишили, благоустроить двор, возродить здесь и зону отдыха, и детские площадки.
…Теперь это один из самых нарядных двориков на Тверской улице. Аккуратная подпорная стенка из кирпича, ажурная ограда. Это было первое решение – огородить пространство, отделить его от хаоса, который создавали различные проходы и переходы, обозначить именно дворовую территорию, которая принадлежит дому, жильцам. Важно «застолбить» место. Только тогда оно становится «своим», его начинаешь любить, думать о том, как сделать его краше, наряднее.
Но основная достопримечательность – фонтан: большая бетонная чаша, бассейн. В вечернее и ночное время он освещается оригинальными огнями. К фонтану ведут замощенные дорожки, а вокруг него – удобные скамейки для отдыха. Отдельно выделен и огорожен детский уголок с множеством самых затейливых снарядов для развлечения малышни. И всюду зелень: деревья ( среди которых редкие для Москвы ели), газон, нарядные клумбы, обнесенные невысоким, но надежным ограждением.
Как все это появилось? На какие деньги построено?

Стратегия и тактика
Беседую с Вахидом Сейфуллаевым:
– Конечно, на благоустройство нам какую-то толику выделяли, но этого было явно мало для коренного переустройства территории, создания двора по существу на пустыре. Если бы пригласили какую-либо подрядную организацию, боюсь, денег не хватило бы даже на ограду. Сэкономили на том, что все работы выполняли своими силами. Свой каменщик, свой кровельщик. А еще обратились за помощью к арендаторам, которые находятся в доме. Они тоже помогли средствами.
Он не говорит, что и проектировщик «свой». Сам Сейфуллаев им и был. По образованию Вахид Эйналович инженер-строитель, а по натуре – художник, ведь это он нарисовал ажур ограды, придумал архитектуру фонтана. Работники предприятия воплотили идеи своего директора в жизнь.
А вот об арендаторах – отдельный разговор. Нет, пожалуй, на Тверской дома, где бы они не занимали первые этажи. Магазины, офисы, банки. Только вот любят ли они дом и двор так же, как люди, которые здесь живут? Далеко не всегда. «В окнах мелькают юридические лица», – как остроумно заметила об арендаторах одна газета. Чужие, равнодушные… Им нет дела до забот дома.
Что там говорить, с такой же ситуацией столкнулся и новый директор РЭПа. «За коммунальные услуги – пожалуйста, а остальное – не наше дело…» Будто работники фирм летают, а не ходят по тому же двору, что жильцы. Будто безразлично им, как выглядит вход в офис – кому надо, тот и кучу мусора перешагнет. Что же касается благоустройства – пусть об этом думают муниципальные власти. Арендаторы здесь от «сих» до «сих». Кончится рабочий день и разъедутся по своим квартирам. Дом же, где они занимают помещение, не их, чужой.
Вот эту психологию и решил поломать директор РЭПа. Власть, понятно, у него небольшая, но все же… Составил договор по расчетам за коммунальные услуги. Платить за них арендаторы должны пропорционально занимаемой площади. Но вписал в этот договор и еще одну графу – благоустройство. И тоже проставил сумму: чем просторнее офис, тем щедрее раскошеливайся на дворовые заботы.
Не всем нравилось. « А вы нам покажите инструкцию, согласно которой мы должны платить…» Что там говорить, нет такой инструкции. Но у Сейфуллаева свой подход. «Когда там у вас заканчивается срок аренды? Ах, в следующем году? Наверно, хотите переехать? Иначе как объяснить, что не хотите участвовать в жизни дома? Ну что ж, вольному – воля. А за площади на Тверской не волнуйтесь. На них уже сейчас очередь стоит. Подберем. Ведь районная управа, которая вместе с имущественным департаментом сдает их, непременно поинтересуется нашим мнением».
Вот такой был разговор. Шесть из десяти арендаторов после того подписали договор. Еще четверо думают. А Сейфуллаев не торопит. До конца подождем, а там видно будет. Ждать недолго…
И все же главной своей победой директор считает то, что сами жильцы изменили свое отношение к месту, где живут. Здесь чисто, аккуратно. На земле не заметишь даже окурка. И клумбы в полной сохранности. Строгие дворники? Зачем же? Во двор выходят окна всех квартир. На виду у всех и фонтан, и дорожки, и клумбы – кто ж осмелится попортить их вид? Двор стал своим, родным. А своего в обиду не дадут.

Илья Греков

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация