Генплан необходимости
Правительство Москвы рассмотрело Генеральный план развития города до 2025 года. Самыми острыми проблемами столицы названы транспорт, дефицит школ, детских садов, спортивных сооружений, гостиниц, а также быстрое ветшание жилищного фонда.На состоявшемся заседании столичного правительства прозвучал доклад главного архитектора города Александра Кузьмина о ходе выполнения Генерального плана Москвы за 2005 год. Как отметил выступающий, большинство намеченных показателей в области строительства жилья, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и здравоохранения было достигнуто. По данным на начало 2006 года, обеспеченность горожан амбулаторно-поликлиническими учреждениями составила 27 посещений в смену на одну тысячу человек. Выросла и площадь объектов торговли: на каждую тысячу жителей приходится 1070 кв. м, хотя намечали построить 1011 кв. м.
Заведения общественного питания могут предложить сейчас по 33,5 посадочных места и 310 кв. м общей площади на тысячу горожан. Объекты бытового обслуживания в пересчете на то же число жителей занимают 280 кв. м общей площади (по плану — 200 кв. м).
Больше школ, гостиниц и детских садов
Однако по ряду других показателей А. Кузьмин вынужден был констатировать отставание от намеченных цифр. Так, обеспеченность на начало 2006 года школами составила 88 мест (против 110), а детскими садами — 28 мест (вместо 43) на каждую тысячу москвичей. Положение можно исправить, если построить новые садики и школы. Этот план активно воплощают в жизнь в соответствии с постановлением мэра.
Отстаем мы и по вводу в строй спортивных сооружений. Так, при плановых показателях 360 кв. м на тысячу жителей к началу текущего года было построено всего 170 тыс. кв. м.
О гостиницах говорили уже не раз. Пока город не может обеспечить необходимой инфраструктурой всех приезжающих в столицу. Московские отели способны принять около 5 млн человек в год, хотя предполагалось выйти на показатели вдвое большие. Как известно, согласно принятой правительством генеральной схеме до 2010 года намечено возвести вдобавок к имеющимся 203 отелям еще около 300 гостиниц, и столько же к 2020 году. Столичные власти принимают самые решительные меры в этом направлении. Речь идет о создании льготных условий для инвесторов и строителей отелей. Город, например, берет на себя 2/3 процентной ставки за пользование кредитом, полученным под сооружение гостиниц. Снимает с застройщиков все обременения, в том числе и так называемую долю города, бесплатно подключает ко всем коммуникациям.
Дома требуют реконструкции и ремонта
По-прежнему актуальна жилищная проблема. Хотя домов в Москве строят больше, чем намечено по плану, состояние старых зданий вызывает обеспокоенность. По словам А. Кузьмина, «если мы сейчас не поставим вопрос об увеличении реконструируемого жилья, то через 10–15 лет возникнет серьезная проблема». Дело в том, что жилищный фонд ветшает быстрее, чем обновляется. Сейчас в особых мерах нуждаются сталинские дома, в которых крайне изношена инженерная инфраструктура и частично перекрытия. Но они составляют не самую большую часть московских зданий. Если же не заняться всерьез реконструкцией строений индустриального периода, то когда они вступят в пору преклонного возраста, жилищный фонд сократится существенно.
Что радует главного архитектора, так это уход от типового строительства. Около 60 % жилых домов сооружены по индивидуальным проектам, то есть имеют свое лицо, а значит, новоселам не грозит участь героя знаменитого фильма Эльдара Рязанова.
Транспорт
Правда, грозит москвичам другая напасть — дороги, развязки, парковки. Городу не хватает примерно 300 км магистралей, чтобы хотя бы частично избавиться от пробок. Люди терпят неудобства и оттого, что приходится долго добираться до метро. Согласно представленным данным 20 % населения столицы живет в районах, куда не проведены линии подземки. Из Бирюлева до «Кантемировской» или из Митина до «Тушинской» добираться около 20–30 минут, а в час пик — и все 45 минут. В качестве разумной альтернативы метро А. Кузьмин предложил городскую железную дорогу. Примеры ее активного использования есть во многих европейских мегаполисах.
Ситуацию на трассах должны разрядить транспортно-пересадочные узлы, их намечено построить 90 в самых проблемных зонах Москвы. Один из современных многофункциональных терминалов уже возводят у станции «Планерная». По проекту он позволит пассажирам пересесть из автомобиля на любой из видов городского транспорта, включая метро, а свою машину оставить на подземной парковке. К услугам граждан здесь же, под землей, появятся торговые ряды, закусочные и кафе.
Офисы — на окраины
Разгрузить столицу от лишнего транспорта, улучшить экологию позволит снижение концентрации офисов в центре. С таким предложением выступил на заседании префект Центрального административного округа Сергей Байдаков. Как известно, именно около офисов припаркована в будни большая часть автомобилей. Скопление машин на узких улицах старой Москвы часто парализует движение не только транспорта, но и пешеходов. Центр города нужно сделать историко-культурной зоной, считает префект, и отдать туристам. А офисы следует размещать ближе к МКАД, где уже сосредоточены крупные торговые комплексы. Предложение С. Байдакова нашло поддержку у столичного градоначальника.
Совместными усилиями
Как подчеркнул мэр Юрий Лужков, развивая эту тему, передислокация деловой активности на периферию столицы связана с тем, что городские власти тесно сотрудничают с правительством Московской области. Мегаполис все больше срастается с пригородами, где уровень комфортности жизни приближается к столичному. На такой факт нельзя закрывать глаза, считает Ю. Лужков. Напротив, нужно разработать единый Генплан московского региона, или московской агломерации с многомиллионным населением.
Пожалуй, лишь в этой части обсуждение вышло на уровень широких перспектив. В остальном же Генплан, по выражению главного архитектора Москвы, был сугубо прагматичным. В отличие от первого Генплана 1998 года, который назвали генпланом возможностей, нынешний стал генпланом необходимости. Вместо привлечения всеми силами инвестиций для развития города, встает задача рационального использования его территории. «Теперь мы будем строить только то, без чего нам не обойтись» — подытожил выступление А. Кузьмин.
Недвижимость и цены