Одна мама сказала…
«Лучше меньше, но сразу на руки», – так рассуждают некоторые мамы, желая получить средства материнского капитала наличными. И обращаются к дельцам, предлагающим такую возможность. О том, что подобные схемы вне закона, легкомысленные женщины задумываются слишком поздно.
Пламенная речь на фоне песочницы
Сосредоточенно стуча лопатками, малыши копались в песочнице – строили домик. Неподалеку в ожидании новоселья томились миниатюрная принцесса, солдат с ружьем и пластмассовый щенок. За ходом строительства наблюдали несколько мам.
«Муж подработку взял, а все равно хоть самой на эту офисную каторгу возвращайся, денег не хватает! – жаловалась одна из них, Настя, своей приятельнице. – Мы ведь машину хотели купить, на дачу ездить в электричке с двумя крохами не потолкаешься. Даром что сертификат на капитал получила, а лежит без толку, бумага бумагой…».
И, замечтавшись, Настя пустилась в подробности о том, чем бы она занялась, получив на руки пресловутые 380 с лишним тысяч. Зависнув на полпути между покупкой авто и отдыхом в семейном отеле, молодая мама вздрогнула, когда к ней обратилась сидевшая неподалеку женщина, тоже, очевидно, гулявшая с детьми.
«Простите, что часть разговора я невольно подслушала, – улыбнулась незнакомка. – Дело в том, что мне самой недавно пришлось иметь дело с материнским капиталом… Да, безусловно, хлопотно, но только если самой заниматься. Я вам дам телефон одной славной специалистки, она поможет. Понимаю, что рекомендация из серии «одна баба сказала», но зачастую это вполне надежно…».
«Помогаю только своим»
Уже на следующий день, взвесив все «за» и «против», Настя решила набрать незнакомый номер. По словам благодетельницы с детской площадки, роль доброй феи, помощницы некомпетентных мамочек, исполняла надежная женщина, профессионал своего дела, риелтор Лидия Петровна. Несколько лет назад эта деловая дама создала небольшую фирму, специализирующуюся на сделках с недвижимостью.
Голос «феи» звучал так тепло и проникновенно, что Настя тут же договорилась о встрече, хотя рассчитывала ограничиться обсуждением проблемы по телефону.
По прибытии в офис последние сомнения развеялись: конторка была маленькой, но по-семейному уютной, а ее хозяйка казалась вежливой и компетентной.
Правда, уже через пять минут общения с Лидией Петровной Настя почувствовала разочарование и досаду. Усадив посетительницу в мягкое кресло и предложив чай, риелторша пустилась в долгие рассуждения о материнском капитале. Законы она знала назубок, но сухие формулировки статей, сложившиеся в нудную лекцию, наводили тоску. Несостоявшаяся, похоже, клиентка напряженно обдумывала способы скорого побега, когда…
«Что, утомляет? – сняв очки, задорно подмигнула уставшей гостье Лидия Петровна и рассмеялась. – Понимаете, клиенты разные бывают, на всех не угодишь, да и с маткапиталом помогаю только своим. Ну, будем считать, что мы свои и есть. Давайте все заново обсудим, только, чур, начистоту!».
Комар носа не подточит
И Настя выложила новой знакомой все: что денег вечно не хватает, что сертификат на материнский капитал лежит мертвым грузом… Лидия Петровна с пониманием внимала взволнованной речи.
«Иными словами, вы хотите получить деньги наличными? – подытожила специалист по недвижимости спустя десять минут и, заметив смущение на лице посетительницы, улыбнулась. – Мы же договорились обсуждать все начистоту, не так ли? Решить вашу проблему можно, но при условии абсолютного доверия. Не пугайтесь, нарушать закон мы не будем, все оформим так, что комар носу не подточит!».
Вечером окрыленная надеждой Настя рассказывала мужу о встрече с милой дамой-риелтором и ее гениальной идее. Оказывается, на серьезный обман молодой маме идти не придется, достаточно просто подписать несколько бумажек. Для начала нужно взять ссуду на покупку жилья в кредитной компании, с которой давно работает Лидия Петровна. Потом подмахнуть несколько документов – якобы семья хочет улучшить жилищные условия и покупает квартиру, тоже предложенную риелтором, обязуясь включить в число собственников детей.
«Комар носа не подточит! – вдохновенно повторяла Настя магическую фразу. – А что, формально мы живем с моей мамой, никто ведь не знает, что она круглый год на даче проводит! Молодая семья хочет самостоятельности, что тут подозрительного? Якобы покупаем квартиру, какие-то накопления есть, но позарез нужны те самые почти четыреста тысяч».
Просто, как все гениальное
Заручиться поддержкой измотанного двумя работами мужа труда не составило. План казался привлекательным: одна нехитрая операция – и к семейному бюджету прибавится кругленькая сумма, тогда можно машину купить или ремонт в квартире начать. Главное – супруги получат реальные деньги, а не умозрительную возможность…
Гонорар за услуги, который запросила Лидия Петровна, был не самым скромным – 30 тысяч рублей. Но Настя с мужем не стали торговаться: в конце концов, хозяйка фирмы берет на себя все формальности, включая оформление документов, к тому же на всех стадиях этого дела помогут «ее» люди. Без их помощи проскочить все инстанции будет непросто.
Как и обещала Лидия Петровна, все прошло без сучка, без задоринки. Формально к документам было не подкопаться, а то, что приобреталось жилье лишь на бумаге – дело десятое. Так документы попали в территориальное управление Пенсионного фонда, которое перечислило средства на счет кредитной организации, якобы выдавшей ссуду.
«Все, дело в шляпе! – констатировала Лидия Петровна, весело возвещая окончание мнимой квартирной эпопеи. – Деньги поступили, осталось вам, Настенька, скрепить подписью еще пару бумаг, вернуть нам «приобретенную» с помощью ссуды квартиру. Да вы не беспокойтесь, прежние собственники снова ее «выкупят», а потом – добро пожаловать ко мне в офис за наличными! Только нужно подождать немного, чтобы не вызвать подозрений…».
Подписав новый договор купли-продажи, Настя запаслась терпением, понимая, что так будет лучше – для пущей достоверности. Но месяц летел за месяцем, а Лидия Петровна инициативы встретиться не проявляла. Настя принялась названивать риелторше сама: та несколько раз откладывала визит клиентки, ссылаясь на неотложные дела, а потом… просто перестала брать трубку.
Фея показала клыки
Время неумолимо текло, и придумывать отговорки для основательно встревоженного мужа Настя больше не могла. В один прекрасный день супруги отправились в офис «доброй феи» – доверие доверием, а деньги неплохо бы и получить, ну сколько можно еще ждать? Хозяйка фирмы оказалась на месте, но слушать нежданно нагрянувших визитеров не захотела.
«Я очень занята, принять вас сейчас не могу, – выгоняя клиентов, замахала руками Лидия Петровна, с которой при упоминании о деньгах вмиг слетело все дружелюбие. – Должок за мной, говорите? О чем это вы, давно ведь рассчитались, сколько времени прошло! Ну и семейка, сначала государство родное провести решили, потом – меня!».
На прощание специалистка по жилищным вопросам ехидно посоветовала негодующим супругам пожаловаться на нее в полицию: мол, там по головке не погладят, у самих рыльце в пушку, шутка ли – обналичили материнский капитал, пошли на мошенничество! От неслыханной наглости Настя с мужем потеряли дар речи, и в следующую секунду дверь перед их носами захлопнулась.
Потрясенные супруги не помнили, как добрались до дома. Долгой дороги не хватило на то, чтобы решить – смириться с потерей немалой суммы или «сдаться» правоохранительным органам, поведав об афере.
Зарядил дождь, и детская площадка, невольно сыгравшая роковую роль в этой истории, опустела. Монотонно застучали тяжелые капли, разрушая очередной домик, построенный ребятней из песка.
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
– С 1 января 2012 года размер материнского (семейного) капитала составляет 387 640 рублей 30 копеек. Законодательство не предусматривает возможности выплаты этой суммы наличными, но соблазн получить «живые» деньги велик – и некоторые семьи прибегают к откровенно мошенническим схемам, зачастую теряя всю сумму или немалую ее часть.
В ходу у аферистов несколько схем, якобы помогающих превратить сертификат в «настоящие» деньги. Недобросовестные риелторы предлагают клиенткам фиктивно приобрести жилье или доли в нем, помогая получать кредиты, которые погашаются средствами капитала. Пенсионный фонд переводит деньги на счет выдавшей кредит организации. Затем по договоренности средства со счета организации должны поступить владелицам сертификатов – но зачастую женщины не получают ни копейки.
Сертификаты обналичиваются также под мнимую куплю-продажу жилья: такие сделки проворачиваются между родственниками или друзьями и только на бумаге. А иногда женщины просто отдают сертификаты предлагающим посреднические услуги ловкачам, которые от их имени распоряжаются средствами, обналичивают их и прибирают к рукам.
Какие бы способы обналичивания ни предлагали мошенники, можно сказать наверняка: слишком велика вероятность того, что легкомысленные мамы не дождутся своих денег.
В лучшем случае им придется уступить «посредникам» сумму, размер которой исчисляется не одним десятком тысяч. Щекотливости ситуации добавляет то, что владелицы сертификатов, как правило, отдают себе отчет в том, что прибегают к услугам мошенников. Боязнь ответственности нередко заставляет обманутых женщин отказываться от обращения в правоохранительные органы.