Что с возу упало
«То пропало. Эту мудрость напомнили мне по поводу моего проигранного жилищного дела юристы, которые им пытались заниматься, – пишет в редакцию Мария Левашова. – А я до сих пор в шоке, потому что, по старинке доверяя людям, попалась на удочку мошенницы.
Все началось с того, что мне по состоянию здоровья пришлось вместе с семьей уехать в подмосковное село, на природу и свежий воздух. Для этого мы решили продать квадратные метры в столице, а на вырученные деньги купить небольшую квартиру в городе и дом в деревне.
Прошлым летом довольно быстро нашли недорогой сельский домик, хозяином которого стал сын, а я подписала договор о приобретении однокомнатной квартиры (25 кв. метров) в одном из спальных районов Москвы. В этом мне помогала некая Алина Серегина, которая представилась агентом по недвижимости. Показывала какие-то удостоверения с печатями и разные бумаги, согласно которым новое жилье оформлено на мое имя.
Она же подсказала идею сдать купленную квартиру в аренду, потому что нужны были деньги на ремонт, обустройство и вообще на жизнь, так как доходов сына и моей пенсии на все не хватало. Я согласилась, после чего уехала в деревню.
На первых порах все шло нормально. Серегина нашла нанимателей, те исправно через нее передавали деньги за проживание. Иногда я ездила за ними сама. Но скоро посредница в свойственной ей мягко-доверительной манере (на чем я и попалась) сообщила: ей срочно нужна от меня доверенность на аренду с правом представления моих интересов в налоговых органах. Иначе, дескать, квартиру арестуют. Она показала мне набросок этой доверенности, и мы пошли оформлять ее в поселковый совет.
Здесь нужно сказать, что на тот момент у меня совсем расстроилось здоровье, я принимала сильнодействующие лекарства, а потому целиком зависела от Серегиной и, не особенно вчитываясь текст документа, поставила под ним подпись. Но после отъезда агента обнаружила, что бумаги на квартиру пропали. Как вскоре выяснилось, с ними испарилась и сама Серегина.
Вскоре я совсем разболелась, долго лечилась, а когда встала на ноги и отправилась в столицу, меня встретили… новые хозяева моей квартиры! То есть, Серегина быстро ее продала, пользуясь моими бумагами и моим к ней доверием.
Оставалось одно – обратиться в суд
Так как я опять разболелась от расстройства, то попросила заняться этим свою давнюю московскую приятельницу. Она предложила обратиться к опытному адвокату, которого знала, и я с ним заключила договор, который вместе с копией остался у подруги, ставшей, таким образом, моим доверенным лицом.
Чтобы не вдаваться в юридические подробности, скажу, что дело в районном суде мы проиграли. Адвокат начал готовить документы на розыск Серегиной, одновременно подав кассационную жалобу в вышестоящие судебные инстанции. Потому что решение районного суда смутило всех – нам было отказано на том основании, что «покупатель» оказался «добросовестным»…
Ситуация дошла до того, что после прокурорского протеста на вердикт моей доверительнице и даже защитнику стали угрожать. По этой причине никаких действий они предпринимать не стали и ничего никуда не отправили. По сути, отказались со мной работать и не выходили на связь. А другие юристы, к которым пришлось обратиться, прямо сказали: надзорную жалобу подавать нет смысла хотя бы потому, что все сроки упущены. Тогда-то они и напомнили народную мудрость про воз, с которого упало…
Получается, на старости лет я осталась без квартиры, без денег и чуть ли не на улице со своим никудышным здоровьем. Словом, люди, будьте бдительны!»
Отметим сразу: фамилии в тексте письма изменены. Ведь, если честно, автор сама во всем виновата, и юристы с приведенной ими крылатой фразой правы.
В правозащитной организации «Юрисдикс» ситуацию разложили «по полочкам». Хозяйка собственными руками поставила подпись в доверенности, которую не читала. Не интересовалась ходом дела, не контролировала процесс, пустив его на самотек. Наверняка в договоре, ею толком не прочитанным, об ответственности адвоката за проигранный процесс не было ни слова.
Не хранила надлежащим образом Левашова и документы. А когда они пропали, не пыталась их восстановить.
Не контролировала своего представителя, распоряжавшейся квартирой по доверенности вплоть до продажи без согласия хозяйки. То есть, Левашова собственноручно поручила свое жилье чужому человеку, и третье лицо распорядилось имуществом так, как было написано в доверенности.
Обнаружив обман, хозяйка не обратилась ни в прокуратуру, ни в милицию по поводу розыска жуликов и упустила все сроки. При этом она, конечно, была введена в заблуждение, но почему ранее не взяла себе копию доверенности и внимательно не прочитала ее дома, ведь тогда документ можно еще было отозвать…
В итоге ее квартиру приобрел действительно добросовестный покупатель, который про все эти махинации не знал ни сном, ни духом. И почему он должен вернуть квартиру, оставшись, в свою очередь, без жилья и без денег? И его права не должны быть нарушены.
Конечно, можно найти Серегину и начать все сначала, но при этом отвечать придется на все вышеперечисленные вопросы. И все пойдет по новому кругу… с тем же результатом. Закон суров, но это закон.
Конечно, руки опускать не стоит, нужно найти толкового юриста, которых социальные службы и советы ветеранов предоставляют пенсионерам бесплатно – и искать компромисс. А главное, не быть беспечными в тех случаях, когда на кон ставится единственная недвижимость.