Минимализм для максималистов
Вот уже несколько лет мы сходим с ума по Японии. Только ленивый не обзавелся футболкой с персонажем комиксов манга. Мураками в нашей стране знают лучше, чем Тургенева, количество суши-баров в Москве просто потрясает воображение, а тот, кто не видел фильмов Такеши Китано, не может считаться интересным собеседником…Восточная культура пустила такие глубокие корни, что японским интерьером уже никого не удивишь. Да он и не создается для эпатажа. Чистые цвета, простые формы – все это призвано дарить спокойствие и комфорт. Чаще всего японский стиль выбирают закоренелые трудоголики, проводящие целый день в офисе. Возвращаясь вечером домой, они мечтают только об отдыхе и не желают тратить время на полировку статуэток или уход за чувствительными фиалками.
Во время путешествия по острову Хонсю я с восхищением заметила, что вдоль дорог там стоят ящики с цветами. Возможно, именно поэтому в японском доме растений нет вовсе – зато место у входа отведено под бонсай, изобретенный вовсе не в Стране Восходящего Солнца, а в соседнем с ней Китае, кстати, подарившем островному брату почти все, что мы считаем изобретением японцев.
Сегодня московские цветочные магазины предлагают не только традиционные сосенки, но и крошечные лиственные деревья с ягодками. Тем, кто все же не в силах отказаться от цветов, советую ставить не больше одного на каждый подоконник. Данный интерьер не терпит перегруженности. «Один цветок лучше, чем тысяча, передает великолепие цветка».
Роскошь по-японски – это вовсе не пышные гроздья нереально пестрых соцветий. Крохотные бледные лепестки, непробудившийся бутон или островок изумрудного мха – вот что вызывает восторг у подлинных знатоков.
Цвету в Стране Восходящего Солнца уделяется огромное внимание. Ученые обнаружили, что японцы даже яснее различают оттенки, чем европейцы. Если вам не по душе игра с тонкими нюансами, выбирайте неяркую палитру природных красок – васильково-синий, заоблачно-розовый, каменно-серый. Интересно сочетать различные оттенки одного цвета, например, нефритовый и травяной. Наиболее изысканным в Японии считается соседство фиолетового и сиреневого.
Можно поддержать этот прием, играя на разнице фактур, скажем, повесив на окно фиолетовый тюль и шторы из сиреневого шелка. Если полутона не для вас, существует и другой вариант японского интерьера – черно-бело-красный. Графика насыщенных красок настолько выразительна, что вы будете чувствовать себя, словно на сцене театра кабуки.
Там, где главенствует цвет, формы должны быть максимально простыми. В данном случае это круг и квадрат – в дизайне подушек, столов, абажуров, тарелок. Общую геометрию поддерживают прямые линии и углы в 90 градусов.
Не бросайтесь сломя голову на поиски японского фарфора, ведь сами островитяне с удовольствием покупают китайский. Происхождение вещей не столь важно, значение имеет единство стиля. Когда полинезийцы, предки японцев, только заселили новую территорию, они снабжали глиняные изделия лаконичными отпечатками веревочных косичек. Позже украшением служили зерна – ими декорировали черные и красные тарелки, по форме напоминающие поддоны для цветов, на них в пятнадцать(!) слоев накладывался лак. В общем, чтобы понять отличие японской посуды от европейской, просто сравните скромную гармонию палочек с многоострыми излишествами вилки.
Мебель требует того же подхода. Трудно поверить, но в Японии подавляющее большинство людей до сих пор спит на твердых матрацах, удобных только тем, что утром их легко убрать в шкаф. Мы создаем лишь вариацию на тему, а значит, сгодится и тахта на маленьких ножках. Соответственно подбирается и вся прочая мебель – низенькая, аскетичная.
Разумеется, не допускается никакая резьба по дереву, массивная позолоченная фурнитура или пестрый орнамент. Здесь приемы более тонки – к примеру, цвет ящиков может слегка отличаться от основного оттенка комода, а в качестве украшения послужит одинокая контрастная полоса.
Что касается материалов, из которых выполняются ориентальные предметы интерьера, то железо и стекло не слишком гармонируют с концепцией японского стиля. Вековые традиции предписывают покрывать деревянную мебель драгоценным лаком, но в контексте нового времени чаще можно встретить пластик. Не уступая в блеске и цветовой насыщенности, он стоит несоизмеримо дешевле, не требует особого ухода и вполне отвечает вкусам современных японских дизайнеров, предпочитающих hi tech.
Если же ваш домашний «погрызун» по-своему оценит свежеприобретенный шкафчик, это вызовет гораздо меньше переживаний, чем порча средневекового раритета.
Многим людям пластиковая мебель кажется холодной и неудобной, однако на выставке, проходившей этой весной в Москве, мне довелось опровергнуть для себя это расхожее утверждение. Посидев на всех без исключения стульях, я обнаружила, что даже супрематическая загогулина выявляет свою эргономическую сущность. Наиболее комфортной оказалась мебель, произведенная в Италии, где последние дизайнерские придумки находят воплощение в произведениях опытных мастеров. За качество можно ручаться – проверено на собственной… в общем, внимательно протестировано.
Разнообразить и оживить строгий интерьер поможет расписная ширма, любимая столичными декадентами в начале прошлого века. Сделанная из бумаги или шелка, она обычно выполняет двойную функцию – декоративную и разграничительную, позволяя отделить уютный уголок от основного пространства. Кроме того, за перегородкой так удобно прятать стихийные очаги беспорядка!
Если не удастся разыскать настоящую старинную ширму – распишите ткань красками для батика, взяв за образец средневековую иллюстрацию из художественного альбома. Трудности может вызвать только изготовление деревянной основы, но овчинка выделки стоит, ведь вы получите абсолютно оригинальное произведение искусства, созданное вами для себя.
Если возиться с кисточками нет настроения, воспользуйтесь услугой, предоставляемой Центральным домом художника. Там вам могут перевести на ткань копию гравюры или фотографию японского пейзажа. Ландшафты Страны Восходящего Солнца всегда отличает печать присутствия творца. Быть может, крохотные размеры островов стали причиной тому, что здесь вы не найдете ни одного неухоженного уголка. В бесконечной разлиновке рисовых полей, в силуэте горы Иваки, в овале снежного пятна на лесистом холме – красота и вдохновение. Вдохновляйтесь!