21:59:42
21 ноября 2024 г.

Квартира для сироты

Жилищное право«КР» не раз обращался к теме соблюдения жилищных прав несовершеннолетних. Вот и сейчас вопрос, пришедший по почте, заставил юридическую службу газеты, отложив все остальные консультации в «недолгий ящик», постараться подробно ответить именно на него. Ведь вопрос задает детдомовец, лишенный родительской защиты и заботы.

Слова просит прокурор

Скоро мне исполнится 18, я круглый сирота, воспитывался в детдоме. Нельзя ли подробно рассказать о жилищных правах таких, как я. В частности, интересует, сохраняется ли за мной муниципальная квартира умерших родителей (они давно погибли в автокатастрофе)? Если нет, то могу ли встать в очередь на получение бесплатного жилья? Интересно и то, как решаются подобные вопросы не только в теории, но и в судебной практике. Заранее спасибо.
Тимофей

– Безусловно, на страже ваших жилищных прав, Тимофей, стоит государство, в частности органы опеки и попечительства, а также органы прокуратуры. К примеру, участие прокурора в рассмотрении судами дел о защите жилищных прав несовершеннолетних регламентируется ст. 35 Федерального закона № 2202-I от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 24.07.2007). Согласно этой статье прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан.

В силу ст. 10 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…» (в ред. от 22.08.2004) за защитой своих прав как они сами, так и их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в суд.

Вы, Тимофей, безусловно, подпадаете под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии с Законом № 159-ФЗ. К детям-сиротам (ст. 1) отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. А к детям, оставшимся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Под этим следует понимать отсутствие родителей или лишением их родительских прав, ограничение в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в местах лишения свободы и т.д.

Конституция РФ, Жилищный и Гражданский кодексы, а также дополняющие их нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних. Предусмотрены не только соответствующие жилищные права таких лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

Права и их гарантии

Федеральным законом № 159-ФЗ предусмотрено следующее. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности. Это же право сохраняется на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 1 ст. 8).

Если такие дети не имеют закрепленного жилого помещения, то после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, они обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилплощадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к их расходным обязательствам.

Вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в армии или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 57 ЖК гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилье по договорам социального найма предоставляется на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения выдаются или направляются гражданам, в отношении которых они приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия. Эти решения служат основанием для заключения договора социального найма.

От теории к практике

Судебная практика показывает, что положения статей 5 и 8 Закона № 159-ФЗ о финансовом обеспечении дополнительных гарантий детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, по их социальной поддержке органами исполнительной власти соблюдаются не всегда. Это и вынуждает прокуроров обращаться с заявлениями в защиту жилищных прав детей-сирот, добиваться предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма. А несогласованность норм ст. 8 упомянутого Федерального закона и ст. 57 ЖК РФ приводит иногда к сложностям в определении ответчика по данным делам.

В большинстве случаев прокуроры обращаются с заявлениями о предоставлении этим детям жилых помещений по договорам социального найма к органам местного самоуправления. Ответчики нередко ссылаются на то, что указанная категория лиц должна обеспечиваться жильем органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, но за счет средств субъекта РФ.

Полагаем, что правильной является позиция тех судов, которые, разрешая подобные дела, обоснованно не соглашаются с доводами органов местного самоуправления (ответчиков по делу) и удовлетворяют требования прокуроров.

Законодательством столицы предусмотрено следующее. После того как Городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, примет решение о предоставлении жилого помещения, в дело включается Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы. Он осуществляет подбор жилых помещений по заявленному набору квартир и передает их своим распоряжением на код ГУП «Моссоцгарантия». Распоряжение, подписанное руководителем Департамента жилищной политики о включении помещения в специализированный жилищный фонд города и о его предоставлении, является основанием для заключения договора.

Отговорки не действуют

Из судебной практики известны случаи, когда прокуроры добиваются, чтобы дети, о которых идет речь, обеспечивались жилплощадью не ниже установленных норм. При этом ответчики нередко просят суд отказать в удовлетворении заявлений прокуроров: по их мнению, это может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц. Однако большинство судов, рассматривая подобные дела, правильно исходят из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Закона № 159-ФЗ. Эти статьи предусматривают предоставление вне очереди жилья по договорам социального найма и не ставят решение проблемы в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

В практике встречаются также случаи, когда ответчики, не признавая заявление прокурора, указывают на отсутствие у них свободного жилья или на то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, а средств на приобретение помещений нет, в связи с чем отсутствует возможность предоставить помещение, отвечающее требованиям законодательства. Но и в этих случаях суды, как правило, встают на сторону сирот исходя из того, что обеспечение их вне очереди жильем не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. И вышеприведенные доводы ответчиков признаются не основанными на законе.

Наиболее часто заявления подаются прокурорами по делам о выселении из занимаемого по договору социального найма жилья граждан (нанимателя, членов семьи нанимателя), лишенных родительских прав, в связи с невозможностью совместного с ними проживания детей, в отношении которых они лишены родительских прав, без предоставления другого жилого помещения.

По делам о признании за детьми, о которых идет речь, права пользования ранее закрепленными за ними жилыми помещениями и о вселении, доказыванию, как показывает практика, подлежат следующие обстоятельства: вселение и проживание несовершеннолетних с родителями в жилом помещении по договору социального найма; утрата детьми родительского попечения; направление детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; закрепление за детьми жилого помещения на весь период их нахождения в соответствующих учреждениях; вселение в жилое помещение третьих лиц в период временного нахождения детей, оставшихся без попечения родителей, в названных учреждениях. Если судом устанавливается, что ответчик вселился в спорное жилое помещение, ранее закрепленное за детьми, при отсутствии каких-либо правовых оснований, выселение ответчика осуществляется без предоставления другого жилья.

Ответы подготовили юристы М. Бордукова, М. Болдинова, А. Дубасова, М. Зеленев, Н. Ларин, А. Маркова, И. Павловская, И. Порубиновская

Александр Молохов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация