Владимир Ресин: Москва — она живая…
— Владимир Иосифович, в феврале вам исполнилось 70. На днях случился юбилей и у Лужкова. Тянет подводить итоги? «Команда» устала? — Из вашего вопроса мне нравится разве что слово «команда». «Работа в команде» — один из основных принципов в жизни столичног Каждый руководитель в городе, с его точки зрения, должен обладать не только профессионализмом, порядочностью, дисциплинированностью, но и восприимчивостью к заботам тех, кто обращается к власти. Муниципальный работник — в некотором смысле врач, по долгу службы обязанный воспринимать чужую проблему, чужую боль близко к сердцу и соответственно реагировать. Именно это человеческое качество, а не, скажем, партийное единомыслие, принималось в расчет при формировании правительства Москвы и в 1996, и в 2000, и в 2004 годах.
Кстати, я не стесняюсь признать, что работаю по уставу, состоящему из двух пунктов: 1. Мэр всегда прав. 2. Если мэр не прав, смотри пункт первый. Здесь все просто: он избран народом, а я нанят им на работу.
А что касается юбилеев… С одной стороны, это, конечно, повод остановиться, оглянуться на сделанное, осмыслить прожитое. Но подводить черту, считаю, рано. Подводить окончательные итоги можно на пенсии, а я пока на посту. Да и вообще, надо больше думать не о том, что уже сделано, а о том, что еще надо сделать. А тут, поверьте, предстоит еще многое.
— Часто слышишь: есть Москва, а есть Россия. Другой ритм, другое ощущение жизни. Но… как тяжело здесь жить: город выматывает, люди озлоблены, как нигде ощущаешь столь разительное социальное расслоение. Скажите откровенно, где вам уютнее: в Москве вашей юности или нынешней Москве? Ваши любимые места в столице — они из прошлого или настоящего?
— У меня нет особой ностальгии. Москва — она живая, растущий организм, она должна развиваться. А тем более столица: она просто обязана идти в ногу со временем. Свое детство я провел в деревянном доме, на Сельскохозяйственной улице, в районе ВВЦ. Этот район до сих пор один из самых любимых, ведь с ним связаны дорогие мне воспоминания детства и юности. Дом, в котором жила наша семья, давно пришел в негодность и снесен. Конечно, можно сожалеть о том, что ушло. Иногда сердце щемит: жизнь летит, столько дорогих лиц и событий уже там, в дымке… Но жить только прошлым? Это не для меня. Не случайно, видимо, моя судьба связана со строительством — профессией, изначально устремленной в будущее.
Из новых районов один из любимых мною — Куркино, где все дома возводятся по индивидуальным проектам, разработанным с учетом уникальных природных и экологических особенностей территории, которую называют «московской Швейцарией». Люблю здесь бывать, это тот случай, когда и архитекторы, и строители подошли к делу творчески — и результат радует глаз.
— Отдельная тема — архитектурный облик столицы. Вам наверняка приходилось слышать упреки в том, что Москва слишком уж стремительно меняет свой облик, утрачивая свое обаяние. Вы с этим согласны? Готовы признать какие-то ошибки, допущенные уже в лужковскую эпоху, при планировании и застройке? Какой увидят Москву наши дети?
— Основные тенденции развития столицы заложены в Генеральном плане развития Москвы до 2020 года. Все строительство в городе ведется в строгом соответствии с этим фундаментальным документом. Согласно Генплану развития столицы, главная задача архитекторов и строителей — сделать Москву удобным для жителей городом. Сейчас в Москве реализуются крупномасштабные программы, которые существенно изменят облик столицы. Это реконструкция центра, снос пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, реконструкция пятиэтажек несносимых серий, капитальный ремонт, модернизация, реконструкция и реновация кварталов сложившейся застройки, перебазирование, реформирование и ликвидация промзон, строительство высотных зданий. Как видите, целый комплекс задач.
Город будет активно развиваться: появятся новые жилые кварталы, транспортные магистрали и многоуровневые развязки. Вырастут высотные здания, поднимутся корпуса ММДД «Москва-Сити», исчезнут пятиэтажки и ветхие здания, промзоны… А вот исторический центр, где сосредоточены памятники архитектуры и культуры и сохранилась историческая застройка, практически не изменит своего облика: там будут проводиться, главным образом, работы по реставрации и реконструкции существующих зданий. Что бы там ни говорили критики, я уверен, наши дети будут жить в одном из самых красивых и комфортных городов мира! А ошибки… не хочу отделываться банальностями вроде: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Конечно, ошибались, кое-что сегодня и мне «режет глаз» — но это, честное слово, малый процент от сделанного. Все-таки куда больше того, чем мы, москвичи, можем гордиться.
— Владимир Иосифович, каждую субботу у вас личный объезд стройплощадок. Вы что, не доверяете подчиненным?
— Да нет, дело не в доверии. Просто мне важно на все смотреть своими глазами, иметь представление не только по бумагам и докладам. Надо общаться с людьми по всей вертикали, встречаться с непосредственными исполнителями. Не сочтите за громкие слова, но каждый на своем месте в определенном смысле незаменим. Если его из цепочки исключить, возникает разрыв. Между тем у нас каждые сутки более миллиона людей выходят на работу, они трудятся и под землей, и на земле, и на высоте… Тысячи башенных кранов одновременно работают почти в любую погоду. Даже по теории вероятности всегда может что-то произойти. К тому же надо осознавать, под каким пристальным, а зачастую недоброжелательным взглядом находится наша деятельность. Вот недавно на Ленинградке вымыло грунт под проезжей частью, образовался провал, а вечером по ТВ: «Это провал московской градостроительной программы»… Так вот, чтобы ЧП не произошло, чтобы свести к минимуму возможные «сюрпризы», надо всегда лично быть в курсе деталей. Отсюда эти субботние выезды — и мэра, и его замов.
— Ощущаете ли себя успешным человеком?
— Что такое «успешный человек»? Я ощущаю себя человеком на своем месте. Наверное, это и есть успешность: найти работу по себе, по своим возможностям и выполнять ее со всей возможной отдачей и ответственностью. Знаете, я часто думаю: почему одного слушают, подчиняются, указания его с охотой выполняют, а другого — нет. Если у меня есть такая способность руководителя, то унаследованная от отца. С годами, поднимаясь по служебной лестнице, начал анализировать и сформулировал для себя несколько принципов. И прежде всего — принцип ответственности, я это понял еще в институте, на практике в шахтах. Еще правило: если простой человек к тебе обращается, нужно не отмахиваться, а очень внимательно отнестись к его просьбе, от решения руководителя часто зависит судьба человека. Работа у строителя опасная, я сам всю жизнь хожу по канату. Монтажник рискует жизнью на высоте. Начальник отвечает головой за каждого монтажника. Риск везде — и в технике безопасности, и в финансовых делах. Если чувствовать ответственность за подчиненных, то и они будут верить тебе.
— Кстати, Владимир Иосифович, стройплощадки ассоциируются с ненормированной лексикой. Грешите?
— Да, некоторые руководители матом разговаривают, — дескать, так сложилось. Но это нельзя назвать хорошим тоном. Для себя мат считаю неприемлемым. Бывает, конечно, вырывается крепкое словцо, но только в крайнем случае и в отсутствии женщин.
— В последние годы в Москве большой конкурс на строительные специальности, в том числе в училищах. Почему такой всплеск? Бытует мнение, что на стройках Москвы работают одни приезжие, платят мало…
— Это устаревшая точка зрения. Сегодня профессия строителя — одна из самых востребованных и высокооплачиваемых в столице. В нашей отрасли работает около миллиона человек. И большинство из них коренные москвичи и жители ближайших пригородов. В технические училища теперь конкурс по 8-10 человек на место. И это среди москвичей, а не приезжих. Сегодня у нас прораб, начальник участка получают довольно высокие зарплаты. Да и сам труд строителя стал более технологичным, механизированным. Поэтому ребятам есть к чему стремиться.
— Больная для Москвы тема, если уж заговорили о приезжих, — мигранты. Как вы оцениваете масштабы этой проблемы? Правда ли, что половину жилья в новостройках скупают сейчас приезжие?
— Да, сегодня около 70 процентов квартир в новостройках приобретают приезжие, но далеко не все они при этом едут на постоянное жительство в Москву. Во многих случаях покупка жилья в Москве — это просто выгодное вложение денег. Как с этим бороться? Реальный выход — увеличивать количество и качество нового жилья в других регионах РФ. Конечно, необходимо поддерживать москвичей, создавать такие условия, чтобы люди были уверены в завтрашнем дне, создавали семьи, заводили детей. Сейчас демографическая ситуация в Москве улучшается, с каждым годом рождается все больше маленьких москвичей, и это очень радует! Московским правительством разработаны специальные программы поддержки молодых семей: например, программа «Молодой семье — доступное жилье», предусматривающая как бесплатное предоставление жилья молодым семьям, так и льготные ипотечные кредиты. Строим новые роддома, детские садики (в этом и в следующем году в Москве будет построено по 100 детсадов!), школы.
Теперь о мигрантах. Москва — это крупный мегаполис, в котором традиционно мирно живут представители многих десятков национальностей. Малая и Большая Грузинские улицы, Армянский переулок, другие места Москвы, где традиционно селились различные диаспоры, получили свои названия еще задолго до революции. Это я к разговорам о наплыве мигрантов. Москва всегда тянула людей как магнитом.
— Из всего построенного в Москве что для вас «самое-самое»?
— Прежде всего скажу, что я благодарен судьбе. Вместе с Юрием Михайловичем Лужковым мне выпало заниматься строительством, обновлением и возрождением Москвы в один из самых интересных периодов ее истории. Если же о конкретных адресах…
За годы моей работы в строительном комплексе в Москве были возведены новые районы: Куркино, Бутово, Митино, Жулебино, Марьинский парк, Братеево… Построено много уникальных зданий и сооружений — мемориал Победы на Поклонной горе, Дом музыки на Красных холмах, Гостиный двор, библиотека МГУ, восстановленный Манеж и реконструируемое Царицыно, МКАД, Третье транспортное кольцо, Торговый комплекс на Манежной площади и многие другие объекты. Этим может гордиться каждый строитель, который принимал участие в их сооружении. Но, положа руку на сердце, скажу, что особенно я горжусь храмом Христа Спасителя. Я вложил в него частицу своей души. Ответственность была огромная. Мы построили его за пять лет, и я отношусь к нему очень трепетно…
Труд