Жилищный кодекс снова меняется
Три месяца в стране действует новый Жилищный кодекс РФ. Но уже внесено несколько законопроектов, которые корректируют некоторые нормы ЖК, закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и других законодательных актов. Первым внес проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации» председатель комитета по законодательству Государственной Думы Павел Крашенинников с группой депутатов от «Единой России».
Второй проект подписан депутатами ГД от Москвы Галиной Хованской, Михаилом Задорновым и другими депутатами, не входящими в «Единую Россию».
Комментирует проекты законов депутат Государственной Думы Галина Хованская.
– Основной объем поправок в проекте, представленном «единороссами», идет как раз в Жилищный кодекс. Анализируя его, можно сказать, что одни поправки – это исправление собственных ошибок, другие – действительно необходимые изменения, уточняющие и дополняющие некоторые положения. К сожалению, в проекте есть попытки провести ревизию гражданского законодательства, с чем согласиться совершенно невозможно. Это усугубляет ситуацию, которая сложилась в связи с принятием закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», где отменяются обязательства, ранее взятые на себя государством и органами местного самоуправления. Посмотрим по статьям.
Ордер – не договор
Вносится изменение в закон РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (часть первая статьи 4). Там есть запись о передаче в собственность помещений, занимаемых гражданами по договорам социального найма. Чтобы исключить неоднозначные толкования, делается корректировка. Предлагается слова «по договорам социального найма» заменить словами «на условиях социального найма». Это правильная поправка. Большинство граждан живет в квартирах, вселившись по ордеру. Со многими из них до 1 марта 2005 года так и не был заключен договор социального найма, но они имеют право до 1 января 2007 приватизировать свои квартиры.
Собственники в опасности
Дальше предлагается поправка, которая касается первой части Гражданского кодекса РФ. С ней совершенно нельзя согласиться. Идет ревизия норм о порядке распоряжения общим имуществом собственников. Вносятся изменения в 246, 247, 252 статьи Гражданского кодекса. Сейчас распоряжение общим долевым имуществом происходит с согласия всех собственников. Изъятие сделано в ЖК только для многоквартирных домов, причем совершенно не обязательно, чтобы там были созданы товарищества или ЖСК. Собственники жилых помещений на своих собраниях сами определяют порядок распоряжения общим имуществом. Этому посвящена в ЖК глава 6 «Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников». Там говорится, что решения могут приниматься двумя третями голосов от общего числа голосов. К сожалению, предлагается принять порочную концепцию. Дописываются слова «если законом не установлен иной порядок распоряжения имуществом, находящимся в долевой собственности».
Что может получиться? Любым федеральным законом можно установить иной порядок распоряжения, и здесь нет ограничений. Если будут приняты эти поправки, тогда в соответствии с любым федеральным законом можно будет принять решение, за которое проголосует всего 50% или 30% собственников. Я считаю, что это грубейшее нарушение прав собственников. Могут быть самые разные ситуации. Представьте, что нежилые помещения равны по площади жилым, а ведь количество голосов, которым обладает каждый собственник на собрании, пропорционально его доле площади в доме. Тогда собственники нежилых помещений могут проигнорировать интересы жильцов. Кстати, такое положение скажется на управлении жилым домом, на его содержании.
Ответим и за перепланировку, и за переустройство
Дается поправка, корректирующая административный кодекс. В части 2 статьи 7.21 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях после слова «перепланировка» дописывают слова «и (или) переустройство», так как необходимо предусмотреть ответственность не только за самовольную перепланировку жилых помещений, но и за их переустройство.
Лишняя норма
Статья 4 законопроекта вносит изменения в ЖК. Она исключает из статьи 46 часть 7, в которой рассматривается ситуация, когда в доме всего один собственник. Разумеется, в таком случае он принимает решение единолично. Эта поправка нужна, норма была избыточная.
Реорганизовать и ликвидировать!
Следующая поправка исправляет совершенную нелепицу. В проекте предлагается исключить часть 2 статьи 140 «Реорганизация товарищества собственников жилья». В ней говорится, что ТСЖ по решению общего собрания могут быть преобразованы в ЖСК или ЖК. А в статье 14 закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» записано, что ЖК или ЖСК, в котором все члены внесли паевые взносы за квартиры, подлежат «до 1 января 2007 года преобразованию в товарищество собственников жилья или ликвидации». Одна статья противоречит другой. Причем, непослушные ЖСК будут ликвидированы в судебном порядке. Я категорически возражаю против такого способа ликвидации ЖСК.
Права первоочередников и внеочередников сохранятся
Поправка, по которой наши мнения совпали, касается части 2 статьи 6 закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Речь идет о гражданах, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года. Им гарантируется получение жилых помещений по договорам социального найма. Отмечено, что этим гражданам предоставляют жилые помещения в порядке, предусмотренном кодексом. А в ЖК институт первоочередного получения жилья ликвидирован, его просто нет. Но так как в части 2 статьи 55 Конституции говорится, что не могут в РФ приниматься законы, отменяющие или умаляющие права граждан, то авторы кодекса решили исправить свои ошибки, исключить возникающую неопределенность в отношении прав «старых» очередников. Они предлагают дополнить норму словами, что сохраняется право на получение жилых помещений, «в том числе право получения жилых помещений в первоочередном и внеочередном порядке». Это абсолютно правильно. Правда, в нашем проекте эта норма изложена более подробно.
Земельная статья улучшилась
Предлагается также в законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» изменить статью 16, которая говорит о том, что будет с землей, на которой расположен многоквартирный дом. Новая редакция этой статьи лучше предыдущей. Изменения касаются порядка определения границ имеющегося земельного участка, на котором расположены дом и объекты недвижимости. Определяется срок: в течение 30 дней со дня подачи заявления о проведении кадастрового учета земельного участка осуществляются все предусмотренные законодательством действия, включая подготовку проекта границ участка. И еще один срок: в течение 3 дней со дня выдачи документов кадастровая карта (план) земельного участка передается исполнительными органами власти или местного самоуправления лицу, обратившемуся с заявлением. Раньше сроки не указывались. Это плюс. В этом смысле новая редакция статьи лучше, но она не совершенна. Это понимают сами авторы, и они собираются работать над ней дальше.
Власть отказалась делать ремонт
Пересматривается еще одна норма. Статья 18 закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» говорит о том, что орган местного самоуправления проводит конкурс по выбору управляющей организации, если собственники в течение года, то есть до 1 марта 2006 года, не выберут способ управления. Либо это решение о выборе не будет реализовано. Тогда за них выбор сделает власть, государственная или местная.
А вот дальше предлагается дополнить текст: «Ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации». В связи с отменой закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» это заявление – фактически отказ от ранее взятых обязательств. Прежде четко было сказано, что за бывшим наймодателем, то есть государством или муниципалитетом, сохраняется обязанность по капитальному ремонту. Сейчас власть пытается сбросить с себя все ранее принятые обязательства и самое главное – по капитальному ремонту ветхих домов, которые граждане приватизировали, надеясь на обязательства властей.
Цена вопроса по стране – несколько триллионов рублей. Но эти обязательства можно было бы выполнять постепенно, не за один год. К сожалению, вместо этого пытаются полностью отказаться от своих обещаний, переложить это бремя на плечи собственников.
Продолжение следует