Дореформировались! Не пора ли взять тайм-аут?
В свое время населению объясняли, ради чего затевалась реформа ЖКХ – ради повышения качества коммунальных услуг и улучшения обслуживания жилищного фонда. Последнее должно было быть достигнуто путем развития конкуренции на рынке управления домами. А конкуренцию эту полагалось стимулировать снизу собственникам, используя данное им право «уволить» в любой момент чем-то не угодившую им компанию.
Вероятно, теоретики реформы полагали, что желающие поуправлять домами станут выстраиваться в очередь возле каждого дома, дешевизной услуг и прочими пряниками переманивая жителей у конкурентов. Однако вместо расцвета конкуренции, призванной улучшить жизнь собственника, в сфере управления процветает мошенничество…
«Горячая» Пресня
Поводом для обсуждения послужила затянувшаяся на несколько лет конфликтная ситуация с управляющими компаниями в Пресненском районе Москвы. Но, как отметили выступающие, Пресня – не исключение. То же самое происходит по всей столице, по всей стране, во всех городах – больших и маленьких.
Павел Николаев, член рабочей группы по реформе ЖКХ при управе Пресненского района города Москвы рассказал:
«В 2009 г. в Пресненском районе в одночасье дома были выведены из ГУП ДЕЗ и без ведома собственников переданы в частную управляющую компанию ООО «ДЕЗ Пресненского района». Граждане не сразу разобрались в подмене. Многие и по прошествии трех лет не перестают удивляться тому, что ими управляет организация, которую они не выбирали. На первом этапе жителей просто ввели в заблуждение, объяснив, что происходит акционирование ГУП ДЕЗ Пресненского района. Таким образом, ООО ДЕЗ получило в свое управление 437 из 636 многоквартирных домов района. Перевод домов в частную УК сопровождался подделкой протоколов собраний. Это стало известно, когда в 2010–2011 гг. жители сначала 16, затем 26, а, позднее, еще 25 домов потребовали возврата своих домов в ГУП. Но местные чиновники сослались на имеющиеся документы, якобы подтверждающие правомерность перевода многоквартирных домов в ООО. Этим документам гражданами была дана оценка – фальсификация. Такую же оценку дали и правоохранительные органы Москвы.
К примеру, 17 апреля 2012 года ООО ДЕЗ проводило общее собрание жителей сразу восьми домов по Большому Кондратьевскому переулку, где из 766 человек присутствовало всего 40. Однако согласно протоколу собрание оказалось правомочным как утвердить отчет о работе управляющей компании, так и выбрать новую управляющюю компанию – тоже ООО, отличающуюся от предшественницы только местом расположения кавычек в названии. Юридические и фактические адреса этих ООО одни и те же: ул. Красная Пресня, д. 26, стр. 1. Учредитель и генеральный директор тот же. Но собственники многоквартирных домов не выбирали ни то, ни другое ООО.
И договор управления с первым ООО не расторгался. Для этого в каждом многоквартирном доме должны были пройти собрания для определения даты расторжения договора по соглашению сторон. Тем не менее, с февраля 2012 года жители 321 дома получили платежки от нового юридического лица. Странно, что, несмотря на протесты жителей, в инженерной службе района перекодировали платежи этих домов и субсидий по ним на новую компанию, предоставили сведения о ней в Единый реестр управляющих компаний города Москвы».
Нина Лимонова, член рабочей группы по реформе ЖКХ при управе Пресненского района одной из бед в жилищной сфере Пресненского района считает кадровую чехарду в руководстве:
«За два года сменилось три главы управы, три директора инженерной службы. Какой может быть порядок, если люди не успевают еще войти в курс дела, а их уже пересаживают в другое кресло. К сожалению, предыдущие руководители очень защищали ООО ДЕЗ. Хотя, казалось бы, чиновники должны бы поддерживать государственные структуры. И инженерная служба округа почему-то решила, что ООО лучше, чем ГУП. Жители 26 домов сдавали для оформления субсидий документы, по которым УК был ГУП, а через две недели появились документы от ООО на те же 26 домов. Якобы граждане передумали и переголосовали. На приеме у руководителя окружной инженерной службы жители попросили показать подписи. Они оказались поддельными.
Возбудили уголовное дело, следователи вызывали к себе некоторых собственников, проводились почерковедческие экспертизы, подтвердившие подделку. Благодаря стараниям инициативной группы, 26 домов перевели обратно в ГУП. На подходе еще дома, жители которых тоже желают вернуться в государственную компанию. В некоторых домах люди до сих пор не знают, что находятся в частной УК».
Полина Татаринова поведала, как дело было в ЖСК «Союза театральных деятелей», членом которого она является:
«В нашем кооперативе умер председатель. Избрали нового. Стали разбираться в делах, подняли договоры. До 2008 года кооператив обслуживал себя сам, а в 2008 году заключил договор с ГУП ДЕЗ. Но в 2009 году непонятным образом дом попал в ООО ДЕЗ. Работала эта компания «замечательно»! Из отчета, опубликованного на ее сайте, следовало, что в двух домах ЖСК протерли все окна в местах общего пользования и выставили за это счет. Правда, там нет окон! Они «прочистили» все дымоходы. Только нет в домах дымохода! Спасибо и кровельщику, который «выполнил» работы на мягкой кровле. Только кровля у нас металлическая! Словом, проанализировав выполненные ООО работы, решили от его слуг отказаться.
Не тут-то было! Жители пишут заявление о расторжении договора, следом второе. Реакция нулевая. В июле налоговая инспекция известила нашего председателя о камеральной проверке. Как оказалось, ООО представило документы о проведении трех общих собраний по ликвидации ЖСК «СТД». Судя по протоколу, в голосовании участвовал представитель города, но в ЖСК нет ни одного помещения, принадлежащего городу. В протоколе обнаружились подписи троих человек, умерших несколько лет назад, и еще 17-ти неизвестных в ЖСК людей.
Наши жители никак не могли понять, как оказались в ООО. ЖСК заявляет в префектуре и в управе о том, что собрания об избрании ООО управляющей организацией не проводилось. Чиновники доказывают обратное: «У вас было собрание. Вы приняли решение». Сейчас в Тушинском суде слушается дело по признанию недействительными всех этих протоколов.
…Тем временем, пока идут протокольные войны, ГУП ДЕЗ Пресненского района пытается выжить. В 2009 году, до начала всей этой катавасии, оборот организации составлял около 1 миллиарда рублей в год. Сейчас – 90 миллионов. По мнению нынешнего директора Александра Кулакова, на то, чтобы восстановить работу, уйдет примерно четыре года. И то, если не будут ставить палки в колеса. А пока забыли о производстве совсем. Непонятно, что творится. А понять хотелось бы…»
Татьяна Варская, член рабочей группы по реформе ЖКХ при управе Пресненского района рассказала:
«Частной управляющей компании незаконно передается большая часть жилищного фонда района, жители бьют во все колокола, но ни один контролирующий орган даже не попытался вмешаться. Зато ГУП ДЕЗ подвергается проверкам постоянно.
По фактам подделки протоколов общих собраний органами внутренних дел было возбуждено 16 уголовных дел. Однако все, за исключением одного, были приостановлены – не установлены лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых. Истцы-собственники просят Арбитражный суд затребовать почерковедческую экспертизу. Судья отказывает.
Из 70 уголовных дел по факту регистрации «липовых ТСЖ» приостановлено 46. Причина – нет единого мнения о предмете преступления в случаях, когда для регистрации ТСЖ в налоговую инспекцию представляется заведомо подложный протокол собрания собственников.
Еще хуже обстоит дело с расследованием преступлений, связанных с деятельностью управляющих компаний по незаконному получению бюджетных субсидий и использованию средств жителей. Возбуждено всего 2-3 дела. Хотя поводов для вмешательства правоохранительных органов было предостаточно только по Пресненскому району. Как, например, создавались аффилированные частные компании и выводились на рынок? Установлено, что генеральный директор ГУП ДЕЗ одновременно являлся генеральным директором ООО ДЕЗ. По акту приемки передал 437 многоквартирных домов в ООО. Основанием для передачи послужили заключенные договора между генеральным директором ГУП и генеральным директором ООО, то есть, самим с собой.
Не раз обращения собственников в прокуратуру, к руководству правоохранительных органов спускались для исполнения… участковому инспектору!»
Участковый – главный контролер
Поправками в Жилищный кодекс (Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2011 г. № 123-ФЗ) органам государственной власти – исполнительной и правоохранительной приданы огромные полномочия по контролю в сфере управления многоквартирными домами. Теперь каждую управляющую компанию вправе проверять порядка 10 организаций! О том, как работает государственный контроль, можно судить по ситуации в Пресненском районе…
Вячеслав Гуменюк, помощник Уполномоченного по правам человека в городе Москве по направлению ЖКХ признал:
«Правоохранительные органы не хотят заниматься правонарушениями в сфере ЖКХ. Из 70 уголовных дел по фактам создания фальшивых ТСЖ до суда дошло одно. Пострадал рядовой работник районной инженерной службы, которого заставляли под страхом увольнения подписывать липовые протоколы. По моим подсчетам, в городе создано около 4 тысяч фальшивых ТСЖ. Но наказан лишь один рядовой работник. Правда, наказание в виде штрафа так и не было исполнено за истечением срока давности. Правоохранители ссылаются на отсутствие в Уголовном кодексе РФ соответствующей статьи. Но ведь нашелся же один добросовестный следователь, который применил ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов» и все-таки довел дело до суда».
По его словам, Уполномоченный по правам человека в городе Москве Александр Музыкантский инициировал несколько совещаний с руководством правоохранительных органов, на которых решали, как все-таки квалифицировать подделку протоколов. «Дали указание подготовить методические рекомендации по квалификации преступлений. Но их так и не подготовили – не понадобились, потому что в Уголовный кодекс введена новая статья 170.1 «Фальсификация Единого Государственного Реестра». Причем, дела по этой статье подведомственны уже не органам ГУВД, а Следственному комитету. Однако Следственный комитет по имевшимся у него четырем случаям опять не смог квалифицировать преступления. Депутаты Госдумы Галина Хованская и Илья Пономарев инициировали поправку в Уголовный кодекс – статью 165.1 «Воспрепятствование волеизъявлению собственника жилья по управлению многоквартирными домами». Будем ждать…», – продолжает Вячеслав Гуменюк. По его данным, вопросы ЖКХ во всей совокупности жалоб, поступающих в правительство Москвы, занимают самое большое место – 26%. Причем, объем таких жалоб растет ежегодно (за прошлый год рост составил 70%).
«Сфера ЖКХ вообще не управляема. Мы предложили, приведя многочисленные примеры злоупотребления инженерными службами полномочиями в представлении интересов города, передать эти полномочия по доверенности уполномоченным собственникам помещений, то бишь, председателям ТСЖ, советов домов. Получили отказ – возможны злоупотребления. Но разве инженерные службы, создавая липовые ТСЖ, не злоупотребляли?» – говорит помощник Уполномоченного.
Протокол в огне горит и в воде тонет
Оксана Демченко, заместитель исполнительного директора некоммерческого партнерства ЖКХ «Развитие» считает:
«Безусловно, надо менять процедуру проведения общего собрания. Никто не несет ответственности за подделку протокола. Если протокол пропал, его сожгли, утопили, потеряли, то – «извините, так получилось».
Должна быть персональная ответственность должностных лиц управляющих организаций, председателей, членов правления товариществ собственников жилья. Тогда можно будет легко определить лиц, ответственных за подготовку нелегитимных документов».
Александр Лощаков, депутат муниципального собрания внутригородского муниципального образования Южнопортовый сказал:
«Основная проблема в том, что не решены процедурные вопросы принятия решения собствен-никами жилья. Сейчас решение принять на собрании очень трудно или практически невозможно. И голосами собственников легко оперируют недобросовестные управляющие компании.
Жилищный кодекс предполагает, что все 100% собственников являются ответственными. Но в жизни таких процентов 10–20. Остальные не хотят участвовать в принятии решений, и вряд ли будут проявлять активность в будущем. Что с этим делать, никто не знает. Почему бы в законе не предусмотреть такую норму: собственники, которые не считают себя компетентными, обязаны определиться – либо делегируют свои полномочия лицу, которому доверяют, либо устраняются от принятия решений с уведомлением об этом. Тогда кворум на собрании будет другой, за вычетом таких собственников».
Александр Козлов, эксперт Общественной палаты РФ также внес дельные предложения:
«Конечно же, необходимо совершенствовать процедуру проведения общих собраний. С протоколами происходит чехарда: сегодня жители оформили один протокол, завтра управляющая компания представит второй – поддельный. Возникает спор, и обе стороны направляются в суд. Почему бы не рассмотреть возможность регистрации в уведомительном порядке протоколов общих собраний в уполномоченном органе, скажем, в жилищной инспекции? И почему бы не предусмотреть уведомительный или заявительный характер проведения общего собрания? Скажем, на сайте жилищной инспекции инициатор проведения общего собрания уведомляет о дате, и любой собственник в многоквартирном доме может увидеть, когда в его доме состоится голосование. По результатам проведенного общего собрания составляется протокол и направляется в жилищную инспекцию. И этот орган будет уполномочен заявлять о том, когда собрание проходило, кто был его инициатор. Тогда можно ставить вопрос о персональной ответственности и инициатора проведения общего собрания, и того человека, который поставил подпись в протоколе.
Не надо забывать и о Федеральном законе о медиации. Много говорилось о том, что необходимо создавать специализированные жилищные суды. Они могли бы взять на себя споры, которыми сейчас завалены суды общей юрисдикции, арбитраж. Можно много говорить о том, что суды у нас не подготовлены и выносят порой противоречивые решения, но не всегда требуется именно судебное решение. Иногда необходима площадка для диалога конфликтующих сторон. Центры медиации как специализированные объективные экспертные площадки могут на себя взять разрешение конфликтных ситуаций. Этому можно придать обязательный досудебный характер урегулирования. Приятое решение будет иметь силу решения суда».
А теперь пожинаем плоды…
Светлана Разворотнева, председатель комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Общественной палаты РФ:
«Проблема взаимодействия граждан с управляющими компаниями на сегодня является одной из наиболее конфликтных. Это чувствуется по обращениям, поступающим в Общественную палату РФ. Возможно, проблема возникла из-за того, что на какой-то период государство полностью отказалось от контроля в этой сфере и сочло, что взаимодействие с управляющими компаниями – дело владельцев жилья. Они в процессе переговоров должны определять, какие услуги им будут оказываться, по какой цене, какого качества. На самом деле все привело к появлению на рынке большого числа организаций, которые объявляли себя управляющими компаниями, собирали большие деньги с жильцов, при этом за душой имели только стул, стол да 10 тыс. руб. на счету. А потом исчезали в неизвестном направлении. Таких случаев, к сожалению, не так уж мало.
В последние годы контроль над управляющими компаниями начинает ужесточаться. На подходе принятие стандартов деятельности по обслуживанию многоквартирных домов. Ведутся активные разговоры о саморегулировании управляющих организаций, переданы дополнительные функции контроля над этими компаниями государственным органам власти. К сожалению, проблемы, которые уже возникли в этой сфере, не могут решиться в одночасье. Видимо, мы еще довольно долго будем пожинать плоды той политики, которая велась на протяжении предыдущих десятилетий».
Были и такие времена…
Борис Лебедев, депутат муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское поделился наболевшим:
«Могу сказать, что когда-то в нашей стране не было такой проблемы – ЖКХ. Были другие – освоение Восточной, Западной Сибири, решение продовольственной, жилищной программ. Теперь приходится решать проблему ЖКХ. В связи с этим у меня возникает вопрос по поводу самоорганизации граждан. Недавно я присутствовал на собрании жителей. Выяснилось, что это уже третье собрание, на котором избирают совет дома. Между людьми пошли дрязги, они никак не могут избрать председателя. В доме 111 квартир, в собрании участвуют 19 человек. Естественно, кворума никогда не бывает.
Говорят, что нужна активность, инициативность. Во-первых, не все у нас активные. Их 5–10% максимум. Во-вторых, с какого, извините, рожна будет эта активность, если в жилищной сфере сплошные правонарушения, и правоохранительные органы их не расследуют и не принимают меры?
По первому образованию я инженер, по второму – юрист. Помню, нас учили, что мошенничество, подлог – это сфера действия Уголовного кодекса. Почему вдруг граждане должны в судах разбираться с уголовными преступлениями? Это не гражданский спор. А то, что подделка подписей, протоколов – преступление, всем ясно. Подделал – отвечай!
Далее. Говорят – поможет рынок, конкуренция. Как – для меня большая загадка. Объясняю с позиции рядового жителя. Помню, в советские времена в месяц платил 11 рублей за трехкомнатную квартиру, 2 рубля 40 копеек за телефон, 2-3 рубля за электроэнергию, и о ЖКХ голова не болела. Если вдруг домоуправление плохо сработает – райисполком есть. Если вдруг там не примут меры, то дежурный райкома партии голову уж точно оторвет. Все! А сейчас меня по любому поводу посылают в суд.
Теперь о конкуренции. Как гражданину, мне предлагают выбрать ООО «Пупкино» или ООО «Тютькино». Что я о них знаю? Как мне, рядовому гражданину, выбрать? Методом проб и ошибок? Эдак навыбираешься и наошибаешься до самой гробовой доски.
Что делать в этой ситуации, не знаю! Не вернешь же то время, когда у меня не было проблем с ЖКХ…»