Как Иван Павлович молодость вспомнил
Дом 36 «б» на ул. Зои и Александра Космодемьянских был включен в план капремонта, но жители узнали о предстоящих работах, только когда появились строители. Это было в марте 2009-го. С началом работ переизбрали старшего по дому. Иван Быков работал главным механиком, главным инженером завода, был заместителем ген. директора Мосрадиостроя, который и возводил это жилое здание. В свое время Иван Павлович вручал ордера его новоселам. А теперь вот, спустя много лет, пришлось стать «прорабом перестройки» родного дома.
Проверены временем
Сегодня кирпичный 14-этажный красавец сияет обновленными окнами и лоджиями, входной группой, сохранив при этом свой привычный вид – жители отказались от утепления фасада. Работы практически завершены, но есть недоделки, устранения которых добивается Быков.
Дом этот вполне обычный, 1973–1974 годов постройки, заселялся предприятием «Мосрадиострой», сотрудники которого и составляли большинство новоселов. Сейчас социальный состав обитателей довольно пестрый, много пенсионеров, ТСЖ не создано. Жители считают, что не потянут товарищество, – нежилых помещений, которые можно было бы сдавать в аренду, нет, так что дополнительных доходов взять неоткуда.
Первым делом Иван Павлович задался целью выяснить, какие виды работ планируется выполнить в доме. Проектно-сметную документацию показывать не хотели, старший по дому обивал пороги управы, ДЕЗа. Добился-таки, но уже в процессе проведения самих работ.
Приложил немало усилий, чтобы отказаться от утепления фасада – предполагалось сделать его навесным с утеплением из стекловаты. Трижды собирались жильцы на собрание, Быков доказывал, что облицовочный кирпич, на котором за 35 лет не образовалось ни одной трещины, не выдержит забивания крючков, а дом и так теплый. Намеченные же на утепление фасада средства предложил использовать по-другому – установить дополнительные секции батарей. Поскольку пяти секций, каждая из которых по проекту рассчитана на отопление двух кв. метров, для комнат в 19–20 «квадратов» мало.
Так и решили. Обратились к главе управы, он идею поддержал – от утепления отказались, а вот перекинуть средства на установку дополнительных секций пока не получилось. Однако Иван Быков отказываться от этой идеи не собирается. В результате же пока выиграли жильцы, которые не дали заменить старые чугунные радиаторы на новые. Старые греют лучше.
В доме заменили коммуникации горячей и холодной воды, центрального отопления, разводку. Сантехнику и плиты меняли только в квартирах нанимателей. Правда, качество сантехнических работ оставляло желать лучшего – немало квартир было залито. Сделали мягкую кровлю, провели утепление чердака. Что особенно радует жителей – заменили кабины лифтов.
Четко сработали газовщики, вывесили на доске объявление, когда будут проводиться работы. Пришли и сделали все быстро и организованно.
А вот замена оконных блоков и остекление лоджий вылились в целую эпопею. Качество работ субподрядчика было весьма низким, в названии фирмы фигурировало романтически-французское словечко, а работали неквалифицированные гастарбайтеры из Киргизии, у которых не все в порядке было с математикой. Проводили замеры по нескольку раз, но при установке рамы оказывались на несколько сантиметров меньше… В результате – огромные щели между стеклопакетами и капитальными стенами. Из 30 установленных окон 28 вызвали нарекания жителей.
После многочисленных жалоб и обращений к генподрядчику, в управу, а также после того, как была организована очная ставка генподрядчика с субподрядчиком, жители отстранили от работы несколько бригад.
Составили список претензий по каждой квартире, вывесили его на доске объявлений. Генподрядчик закрепил ответственного за эту работу, и стали устранять недоделки. Однако до сих пор несколько лоджий остаются неостекленными.
Зачем ломать туалеты
На общем собрании жители отказались от замены стояка канализации. Дело в том, что в их доме чугунный 100-миллиметровый стояк спрятан в стену, а строители хотели поставить полимерные трубы и сделать их наружными. Тогда бы пришлось ломать все, а площадь санузлов значительно бы сократилась.
Добились жители и того, чтобы двери проходных лоджий, сделанные из оргалита, обили вагонкой. Настояли, чтобы плитку в холле первого этажа заменили на более качественную. Остеклили окна в помещении для консьержа (хотя этого не было в плане), поставили новую входную дверь с домофоном.
Правда, пока не удалось добиться установки видеокамеры, а это актуально – дом находится рядом с Коптевскими банями, считай, проходной двор. Если раньше город выделял средства на оплату консьержа, то сейчас деньги из бюджета не поступают, а жителям, среди которых много пенсионеров, тяжело оплачивать работу дежурных.
Всех – в экономисты!
Старший по дому обратился в ДЕЗ и выяснил, что в 38 квартирах, где проживают участники Великой Отечественной войны, наниматели городского жилья и получатели субсидий, должны установить квартирные приборы учета воды за бюджетные средства. Сообщил «новость» строителям, те были удивлены – об этом, якобы, не знали. Причем поставили однотипные счетчики на холодную и горячую воду. Вновь пришлось доказывать, что этот номер не пройдет. В результате счетчики заменили.
И теперь тот же Иван Быков платит за воду по квартирному прибору учета – вместо 24 кубов на двоих с женой по нормативу оплачивает всего пять. Летом, когда уезжали на дачу, и вовсе за один куб.
В ходе ремонта была заменена вся электрика в доме – щитовые, проводка. Перешли на энергосберегающие лампы в местах общего пользования, сделали противопожарную сигнализацию с выводом на пульт дежурного, в квартиры раздали переносные датчики. Большой плюс – установили новые трехтарифные электросчетчики, которые позволяют жителям существенно экономить. Вместе с водой получается весомая прибавка к семейному бюджету.
Нет претензий – распишись
Отдельная тема – работа с жителями, обеспечение доступа в квартиры. Немало времени и сил ушло на переговоры, на то, чтобы согласовать время проведения работ, но получалось иногда, как в той песне «Так завтра снова, на том же месте в тот же час».
Некоторые обитатели дома отсутствовали, обещали быть на месте, а сами уезжали на дачи, либо строители вместо «завтра» приходили… спустя два месяца. Бывало, жители отказывались от работ, не пускали рабочих в квартиры, требовали расписок о том, что им ничего не повредят, а если повредят, то компенсируют ущерб.
Приходилось уговаривать. Если люди отказывались от того или иного вида работ (да и после завершения ремонта и отсутствия жалоб), старший по дому брал расписку с жителей, чтобы потом не было претензий.
Полезные советы
Сейчас к Ивану Быкову приходят из других домов, где проводится капремонт или где только собираются его делать, за советами. Ими он поделился и с читателями «КР».
Один из главных уроков капремонта: в доме должны найтись неравнодушные активные люди, способные отстаивать интересы жителей, имеющие на это время и желание. Причем люди, разбирающиеся в ремонтных и строительных работах. Психологи и дипломаты одновременно, поскольку работать с жителями непросто.
Необходимо заранее ознакомиться с проектно-сметной документацией – знать, кто, что и в какие сроки должен делать в доме. Следить за выполнением работ вместе с жильцами и строителями. Чтобы качество было на высшем уровне: капремонт – значит, капремонт. Если генподрядчик выиграл тендер, так должен отвечать за качество работ и выполнение сроков. А правильнее всего заранее создать ТСЖ, которое вправе требовать проектно-сметную документацию и даже вносить свои предложения и изменения.
Жители лучше знают, что требуется сделать в доме и как более рационально использовать отпущенные городом средства. ТСЖ должно контролировать ход работ, участвовать в приемке дома после капремонта, добиваться устранения недостатков, пока дом находится на гарантии.
И конечно, нужно работать в тесном контакте со строителями, ДЕЗом, управой. В целях безопасности контролировать – кто находится в доме и что делает.
Жители дома 36 «б» настояли, чтобы прораб вывешивал информацию на доске объявлений – кто, когда и какие работы будет проводить, телефоны – куда в случае чего обращаться. Тогда в доме стало больше порядка.
В целом жители довольны ремонтом и говорят спасибо районным властям, ДЕЗу, подрядчику, заказчику. Теперь главное – как можно дольше сохранить сделанное.