Гори оно все…
Кто загрязняет атмосферу? Обычный ответ: автомобили и промышленные предприятия. Между тем почти половина выбросов углекислого газа приходится на жилые дома – это побочный продукт их отопления.
«На отопление домов, построенных в 1960-х, используется до 30–40 литров жидкого топлива на кв. метр в год. Школьная задача: сколько при этом образуется углекислого газа? Ответ: 60 кубов. А теперь умножьте эту цифру на площадь всех зданий в данной местности… Получится гигантская величина. Причины две: недостаточная теплоизоляция зданий и отсутствие системы оптимального распределения энергии». Эти слова принадлежат крупному французскому специалисту по энергопотреблению Тьерри Фурньеру.
Европа своевременно приняла меры. Благодаря ужесточению строительных норм здесь удалось сократить выбросы CO2 в пять-шесть раз.
В России ситуация в жилищном фонде гораздо хуже. Нам необходимо обеспечить теплоизоляцию зданий на современном уровне (герметичные оконные системы, заделка межпанельных швов, ремонт подвалов и кровли), а также использовать эффективное отопительное оборудование.
Во многом это пока нерешенные задачи. Мы все еще бесшабашно относимся к расходу энергии в жилом секторе. А ведь только автоматизированный тепловой пункт в доме, использование регуляторов для контроля температуры может снизить потребление тепла на 35–40%. А это не только уменьшит затраты населения, но и оздоровит атмосферу в городе. Однако подобные нововведения все еще редкость. Преобладает централизованное отопление.
Есть и такая зависимость: чем лучше заботятся об экологии местные власти, тем рациональнее используются энергоресурсы.
В начале нынешнего года наши специалисты побывали в финском городе Лахти. Привела их сюда актуальная проблема – переработка отходов. Ведь огромные свалки буквально подступают к жилым кварталам, в то время как из-за несовершенства технологии далеко не везде прививаются мусоросжигательные заводы. Но ведь отходы можно сжигать непосредственно на полях фильтрации, в местах их захоронения, обеспечив, понятно, при этом абсолютную безопасность для населения.
Кроме всего прочего, это выгодно: сжигание мусора дает самую дешевую электроэнергию в мире.
В Лахти перерабатывается до 90% мусора. В основном – сжигается. При этом из биологических отходов производят компост и гумус, который используют как удобрение и в качестве кормовых добавок для скота. Но в процессе компостирования выделяется тепло и оно не уходит в атмосферу, а поступает в отопительную систему и электрические сети.
Еще большее впечатление произвела установка в небольшом финском городе с трудопроизносимым названием Лаппеепракт. И в ней сгорают отходы, но при этом не оставляют никакой золы! С позиций экологии, абсолютно чистое производство. Использован эффект так называемого сверхадиабатического горения. Чтобы не погружать читателя в глубины современных физических знаний, скажем лишь, что этот эффект позволяет достигнуть фантастического КПД – 95%. Для сравнения: сжигание самого калорийного природного топлива дает лишь 80% КПД. Остальное – головная боль хозяйственников: что делать с продуктами горения? Использовать их нигде нельзя. Так или иначе, но природная среда загрязняется.
В финской же установке горит все, что, казалось бы, не подлежит уничтожению, скажем, высокозольные угли, оставшиеся после сгорания самых твердых отходов. При этом не выделяются вредные газы. А на полученной энергии живет весь город.
За наших финских соседей можно было бы порадоваться, если не знать: само открытие было когда-то сделано в Институте химической физики РАН, в знаменитой Черноголовке. Но у нас сверхадиабатический эффект все еще не нашел применения. Горячие финские парни оказались расторопнее.