04:01:44
22 ноября 2024 г.

Монополист в накладе не останется

ЖКХКак бы ни убеждали представители Минрегионразвития, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (были утверждены постановлением правительства РФ № 307 от 23.05.2006) приняты исключительно в интересах жителей, вся последующая практика доказывает обратное: этот нормативный акт выгоден исключительно ресурсоснабжающим организациям.

Правила устанавливают необходимость перекупки ресурсов у поставщиков посредником с дальнейшей перепродажей их потребителям под другим названием – коммунальные услуги. Иными словами, на пути между поставщиком и жителем возникает управляющая компания (в том числе – ТСЖ, ЖСК), которая якобы покупает воду, тепло как ресурс, и перепродает его жителям в виде коммунальной услуги. Неизбежное при этом удорожание монополистов не волнует – им интересна собственная выгода. А деятельность перепродавца в такой ситуации подпадает под налогообложение, которое, естественно, также удорожает стоимость коммунальных услуг для населения.

Нам навязывают мнение, будто вариант расчетов за коммуналку через посредника – единственно возможный. Так бы оно и было, если бы в законодательстве отсутствовало понятие публичного договора (ст. 426 ГК РФ). Гражданин – физическое лицо, имеет право на такой договор с поставщиком ресурса – монополистом, а тот обязан его заключить по требованию потребителя.

В этом случае появление посредника – перепродавца в виде управляющей организации возможно только при согласии на то со стороны потребителей – жителей многоквартирных домов. Тогда и правовой статус управляющей организации в отношении обеспечения помещений дома коммунальными услугами фактически иной: она вправе их оказывать, но не обязана.

Мотивируя навязываемые условия поставки ресурсов в многоквартирные дома, монополисты часто приводят такие доводы: жителям неудобно иметь отдельную расчетную книжку для оплаты каждого ресурса, а обслуживать внутридомовые сети придется управляющей организации. Хотя на самом деле отдельные книжки неудобны только самому поставщику, а внутридомовые сети во многих городах и в сельской местности без проблем для собственной выгоды ремонтируют специалисты, работающие на поставщика. Причем собственники (они же и потребители) самостоятельно через общее собрание могут передать полномочия на обслуживание их общего имущества любой организации.

Такие полномочия могут быть различными в зависимости от интересов собственников – потребителей. Возможно, кто-то из них выберет иную схему взаимоотношений и расчетов, но их право принимать решение по таким вопросам никем не может быть ограничено.

Напомним: ст. 539 ГК РФ предоставляет статус абонента тем, у кого в собственности имеется присоединенное к сетям поставщика энергопринимающее устройство. В многоквартирных домах эти устройства (на внутридомовых сетях) входят в состав общего имущества собственников, каждый из которых таким образом присоединен к сети поставщика и является его абонентом (к слову сказать – услугополучателем). Посредник между ними может возникнуть только по желанию обеих сторон в качестве агента, получающего комиссионное вознаграждение за участие в расчетах между сторонами на основании агентского договора (по предложению Минфина). Поскольку агент действует в интересах обеих сторон, соответствующим должно быть и вознаграждение. Причем цена интереса монополиста в виде ожидаемой им прибыли значительно превышает цену интереса жителей, которым агентпосредник необходим только как сборщик их платежей.

Мало кто задумывается о том, что монополисты бесплатно пользуются внутридомовыми коммуникациями – общим имуществом для извлечения прибыли. Так вот, владельцы внутридомовых сетей (жители) вправе требовать за это возмещение от сторонней организации – выгодоприобретателя. Именно такие принципы взаимоотношений поставщиков ресурсов и жилищно-эксплуатационных организаций очень грамотно и обоснованно были установлены «Инструкцией о порядке возмещения жилищно-эксплуатационным организациям расходов по техобслуживанию водопроводных, канализационных, теплофикационных и электрических сетей и устройств, находящихся внутри зданий, предприятиями, получающими доходы от эксплуатации этих сетей и устройств» (утверждена постановлением Совета Министров РСФСР № 70 от 28.01.1969 и на сегодня не отменена и не пересмотрена). Обязательность соблюдения требований, установленных этим документом, явно замалчивается ресурсоснабжающими организациями. Им они невыгодны.

Этот же принцип, но с несколько иным порядком возмещения, до последнего времени применялся в Санкт-Петербурге при расчетах за водоснабжение и водоотведение. В городе ежегодно устанавливался пониженный тариф для жилищных организаций при оплате ими услуг поставщика. После расчетов с предприятиями Водоканала у жилищных организаций оставались средства, необходимые для техобслуживания, ремонта и замены внутридомовых систем, пользуясь которыми поставщик оказывал услуги жителям.

Такое положение вещей полностью соответствует требованиям, установленным законодателем, – рынок работает для потребителя, а не наоборот, и потребитель (гражданин-услугополучатель) должен получить услугу энергоснабжения по специальному тарифу для населения. А продавец энергии (выгодоприобретатель), заинтересованный в реализации результата своей деятельности и желающий получить прибыль от этой сделки, должен позаботиться об обеспечении доставки покупателю-потребителю своего товара с включением издержек по доставке в его стоимость.

Лариса Денисова, генеральный директор Межрегиональной организации объединений домовладельцев

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация