Капремонт – забота властей
«Уважаемая Галина Петровна! Наш дом находится в аварийном состоянии, почти 40 лет без ремонта. Нам предлагают создать ТСЖ, говорят, тогда вопрос с капитальным ремонтом решится быстрее. Но все жители дома высказали мнение, что сначала надо отремонтировать дом…
Основная категория жителей – пенсионеры, которые не в состоянии нести дополнительные затраты. Нежилых помещений, которые могли бы использоваться в интересах ТСЖ, нет. Кроме того, нас хотят объединить с другими домами, которые не имеют к нам никакого отношения.
На все наши вопросы, когда будет капитальный ремонт, инициативная группа получила предложение прийти в управу района и подписать документ, что мы отказываемся от создания ТСЖ, и тогда нас совсем исключат из плана проведения капитального ремонта. Помогите нам.
Наталья Алексеевна С.»
«Наш дом давно нуждается в капитальном ремонте. В доме живут в основном пенсионеры. Недавно работники управы района предупредили, что если в доме не будет товарищества собственников жилья, то капитальный ремонт перенесут на несколько лет. Что нам делать?
Игорь Николаевич Т.»
Подобные письма из разных городов страны депутат Государственной Думы РФ четвертого и пятого созывов Галина Хованская получает каждый день. Как помочь жителям домов, которым давно необходим капитальный ремонт?
Обещали вернуть? Верните
– Помочь авторам этих писем и всем, кто живет в ветхих, аварийных домах, а их у нас немало, можно, если будут приняты поправки в закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которые мы недавно внесли в Госдуму.
Фонд содействия реформированию ЖКХ был создан для оказания финансовой поддержки субъектам Федерации и муниципальным образованиям в проведении капитального ремонта и переселении граждан из аварийных жилых зданий. На это отводилось 240 млрд рублей. Примерно 40% средств фонда направляется на переселение граждан из аварийного жилья. Остальные средства идут на капитальный ремонт. В связи с кризисом из фонда было изъято 75 млрд рублей. Деньги были направлены в бюджет на другие нужды с обещанием со временем вернуть. Если учесть, что уже более 100 млрд рублей истрачено, средств остается все меньше и меньше. А это единственные деньги, которые позволяют в регионах переселять людей из аварийного жилья и делать капитальный ремонт.
Первоначально в законе о фонде было сказано, что сносить будут только те дома, что признаны аварийными до 1 января 2007 года. Потом установили новый срок – до 1 января 2009 года. Сейчас регионы вновь ставят вопрос о продлении срока признания домов аварийными – еще на год.
– Кому выделяют деньги на капитальный ремонт домов?
– Было решено, что выделять деньги будут только тем, кто проводит реформу. Но давайте вспомним, что в статье 16 закона о приватизации сказано: обязанность государства – бывшего наймодателя – капитально отремонтировать дома.
К сожалению, в законе «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» выполнение старых обязательств государства по капремонту увязывается с выполнением обязательных условий, которые записаны в документе. Чтобы получить средства, региональным и местным властям необходимо выполнить 12 таких пунктов. Было заявлено, что это поспособствует ускорению реформирования жилищно-коммунальной сферы. Но на самом деле не все эти пункты могут быть выполнены властями. А в результате закон не сможет решить главную задачу – ликвидировать аварийный фонд и капитально отремонтировать дома, которые в этом остро нуждаются. Более того, некоторые из этих условий противоречат постановлению Конституционного Суда РФ, разъяснениям, утвержденным президиумом Верховного Суда РФ, и законам нашей страны.
Из перечня условий предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда необходимо исключить в первую очередь положение о создании определенного количества товариществ собственников жилья. В законе сказано, что к 1 января 2011 года количество ТСЖ в многоквартирных домах должно вырасти до 20%. Это абсурдно. Процент созданных ТСЖ не имеет никакого отношения к ремонту ветхих домов. Нельзя рисковать жизнью и здоровьем людей, которые живут в неотремонтированных домах. Во многих случаях жители не хотят создавать ТСЖ именно потому, что не сделан капитальный ремонт дома. Сначала власть должна выполнить свои обязательства, а потом уже предлагать жителям создать ТСЖ, что объявляется условием выделения денег на ремонт.
Вообще же это условие противоречит постановлению Конституционного Суда от 3 апреля 1998 года № 10-П. Суд признал, что положения закона «О товариществах собственников жилья», где допускается членство в ТСЖ без добровольного согласия домовладельца, не соответствует Конституции РФ. Именно это условие и привело к административному давлению на собственников помещений в многоквартирных домах. Их всеми способами склоняли к созданию ТСЖ, чтобы регион получил финансовую поддержку.
Сейчас из различных областей в Госдуму приходят многочисленные жалобы от собственников жилья. Граждане жалуются, что ТСЖ было создано без их участия, информации о проведении общего собрания не было. А это грубое нарушение статьи 45 Жилищного кодекса РФ. Дело доходит до подделки подписей и фальсификации протоколов общих собраний. В судах рассматриваются многочисленные иски собственников о признании решений общих собраний недействительными и ликвидации ТСЖ, возбуждаются уголовные дела.
С вас пять процентов
– Обязательным условием капитального ремонта жилья в законе названо его софинансирование жителями. Как же быть тем семьям, которые не могут участвовать в софинансировании – собрать требующиеся по закону пять процентов от стоимости капитального ремонта?
– Действительно, далеко не все жители ветхих домов могут выполнить это требование. Вот строки из письма жительницы Ростовской области: «Как мне объяснили местные власти, вопрос о капремонте может быть решен только при софинансировании затрат жильцами. В доме живет много пенсионеров. Это условие для нас просто невыполнимо. Остается ждать, когда привалит обломками дома».
Как правило, чем хуже состояние дома, тем выше стоимость капитального ремонта и беднее собственники – пенсионеры, инвалиды, малоимущие. Им остается либо деприватизировать свои жилые помещения, либо жить в доме, пока он не будет признан аварийным. И в том, и в другом случае проводить капитальный ремонт или отселять граждан из аварийного дома придется органам государственной или муниципальной власти.
На практике получается, что требование софинансирования стимулирует включение в кандидаты на ремонт домов, находящихся в удовлетворительном состоянии. Как правило, их жители имеют достаточные для такого вложения доходы. А дома, которые остро нуждаются в обновлении, так и остаются без ремонта.
В законопроекте мы предлагаем исключить обязательное условие о пятипроцентном софинансировании. Хочу напомнить, что еще в августе 2007 года президиум Верховного Суда РФ дал разъяснение: бывший наймодатель должен выполнить свои обязательства по непроизведенному капитальному ремонту, возникшие до приватизации жилых помещений в многоквартирном доме.
Забытый адресат
– В Жилищном кодексе РФ записано, что собственники жилых помещений должны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление, ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация. Если жители выбрали непосредственное управление, как им выделяются средства на капремонт?
– При непосредственном управлении домами жители сами заключают прямые договоры с ресурсосодержащими организациями. И закон поставил собственников, которые выбрали непосредственное управление, в неравное положение с теми, кто предпочел иной способ. При таком управлении средства фонда на проведение капитального ремонта домов не выделяются. Объясняют тем, что некому переводить деньги. Однако обычно в таких домах свою долю собственности имеет муниципалитет, потому что далеко не все жители хотят приватизировать жилые помещения в старом неотремонтированном доме.
Наш законопроект предоставляет собственникам, выбравшим непосредственное управление, право получения средств фонда на проведение капитального ремонта. От их имени будет выступать уполномоченное лицо, например представитель органа местного самоуправления, на счета которого перечисляются средства на ремонт. Пора реабилитировать форму непосредственного управления домами, о которой говорится в статье 161 Жилищного кодекса РФ.
О нашем собеседнике
Галина Петровна Хованская родилась в Москве в семье преподавателей. Окончила Московский инженерно-физический институт и Академический правовой университет. Работала научным сотрудником Института прикладной математики Академии наук СССР.
С 1993 года трижды избиралась депутатом Московской городской Думы, была председателем комиссии по жилищной политике, руководит общественным советом по жилищной политике. Избрана повторно депутатом Государственной Думы РФ. Председатель подкомитета по реформированию ЖКХ Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы.