Меньше комфорта – меньше вреда?
Есть мифы, которые прочно осели в головах, имеют многолетнюю историю и связаны со страхами. Один из страхов — канцерофобия (навязчивая боязнь заболеть раком). На горожан этот недуг обрушился довольно давно – когда только начиналось строительство блочных домов. «Разве вы не знаете?! В каждом десятом строении – переизбыток асбестовых конструкций! А что такое асбест? Ребенку ясно — рак легких».
Незаменимые…канцерогены
Формальдегиды (они же альдегиды муравьиной кислоты). То, что эти вещества входят (точнее, когда-то входили) в утеплители – известно. Но их можно обнаружить почти во всем, что нас окружает: в клееных древесных изделиях, пеноизоляционных материалах, ковровых и текстильных покрытиях, мебели.
Или самая обычная карболка (дезинфицирующая жидкость, раствор карболовой кислоты). Болезней от ее постоянного вдыхания масса.
А возьмите строительные и отделочные материалы, предметы быта, изготовленные из поливинилхлорида (или попросту — винила). Здесь можно вспомнить историю начала 1960-х, когда еще модны были примерно такие заголовки газет: «Химические заменители? Нет – незаменимая химия!». Именно в то время в Москве построили дом, где не было ни одного природного материала – сплошная синтетика. Но простоял он недолго. В скором времени людей из него стали переселять, а само строение снесли.
Терминатор в доме
Нет, уж лучше натуральные материалы – дерево, камень… Но оказывается, и они не безобидны. В элитных домах модной отделкой становится, например, гранит. Ой ли… «Вы что – враг себе? Это же радиация!» Природные камни, особенно глубинного магматического происхождения (а это как раз и есть гранит) – источник повышенного излучения. Подальше от него.
Но уж дерево-то – оно, по крайней мере, ничем не грозит. Самый что ни на есть экологически безопасный материал. Все так. Но только до тех пор, пока оно ничем не покрыто. А если лак вредный, о нем не подумали? По-ставите в детской комнате лакированную кроватку из натуральной сосны, а потом врачи будут ломать голову: почему у ребенка слабые легкие? Почему он не вылезает из простуды?
К тому же не забудьте: древесина легко горит, да еще подвержена воздействию грибков, плесени, жучков-короедов. Если, к примеру, домовой грибок своевременно не уничтожить, за полгода он может «проесть» древесину насквозь. Придет в негодность вся мебель, а если дом старый – то еще и перекрытия. Когда-то при подобном заражении дома просто сжигали. Иначе избавиться нельзя.
В Финляндии, где когда-то процветало деревянное строительство, теперь сносят целые кварталы. Подобная беда постигла и некоторые старые здания Санкт-Петербурга – ситуация, вызвавшая тревогу многих жителей города. Известно ведь, как трепетно они относятся к сохранению памятников истории Северной столицы.
Но вернемся к современному строительству. К тем примерам, что назвали, можно привести немало других, но зачем? Люди и так напуганы, в каждом домашнем предмете видят терминатора, нужно ли множить страхи? Самое время – по завету классика – перейти от сеансов «черной магии» к их разоблачению.
Листок жизни
Итак, асбест. Да, он входит в большинство бетонных плит, это и в самом деле небезопасный материал, но – какой? Добываемый и используемый у нас (а также во многих других странах) хризотил-асбест не запрещен к применению ни Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), ни Международной организацией труда. Есть, правда, его разновидность – так называемая амфибодовая группа асбестов, в ней и в самом деле присутствуют канцерогены. Но этот сорт в строительстве не применяется.
Отдельно следует сказать о «фенольных» домах. Да, в свое время был такой эксперимент, и тогда допустили ошибку, не все предусмотрели. Пропитали фенолом утеплитель – минеральную вату. Она находилась внутри плит. Со временем бетон стал трескаться, опасное вещество начало вырываться наружу. Всего в Москве построили 260 таких домов (серии П-49/П). Уже в наше время в отношении них было принято специальное постановление правительства столицы, и нынче их снос практически завершен.
Однако и сегодня попадаются стройматериалы, где используются химические вещества, которые, согласно исследованиям ВОЗ, проведенным в Германии, безобидны, но при высокой температуре (более 400 градусов) начинают выделять вредные компонентыв. Подобная ситуация возникает при сильном нагреве, плавлении, пожаре. А это может привести к самым тяжелым последствиям, свидетелями чему, к сожалению, мы стали совсем недавно. Применение подобных веществ в строительстве и отделке категорически запрещено, а если это делается, то в обход (иногда при попустительстве) контрольных органов.
Но здесь надо сказать определенно: крупные мировые производители таких материалов добровольно подвергают себя жесткому экологическому аудиту. Во всех развитых странах мира существуют программы экологического маркирования. Начиная с 1994 года их поставщики стали объединяться в Глобальную сеть экомаркировки (GEN). Россия с 2007 года также входит в эту организацию, причем вступив в нее, внесла свой интеллектуальный вклад: Санкт-Петербургский экологический союз разработал важный документ – «Листок жизни». «Листок» оценивает концентрацию всех химических загрязнителей в стройматериалах, уровень их экологической безопасности для среды и здоровья человека. Сейчас многие производители строительной продукции являются обладателями подобных «Листков», и это самое надежное свидетельство ее безопасности.
От клюквы до гранита
Теперь о радиации. Вообще говоря, радиация не аномалия, а вполне нормальное состояние природы. Фонит все: камень, песок, щебень. Радиоактивное вещество, и при этом лечебное – радон – исторгают недра. Радиацию приносит космос. Для каждого токсичного вещества существует своя ПДК – предельно-допустимая концентрация. Есть ли такая норма для радиоактивных веществ? Как ни странно – нет. Во Франции известны места, где фон составляет 60–70 микрорентген в час. В некоторых районах Индии он доходит до 100. Но люди там чувствуют себя хорошо – организм привык, адаптировался. Мы, москвичи, народ в этом плане изнеженный. Естественный фон для столицы – 10–14 микрорентген в час.
В одном подмосковном коттедже специалисты определили, что гранитная лестница в два пролета излучает около 50 мкР/ч. Для взрослого это не страшно, но на здоровье детей может сказаться. У того же хозяина «фазенды» фонил и массивный каменный стол в столовой. В общем, увлекаться гранитной отделкой не стоит.
Или вот – глина. Она хорошо впитывает природные и техногенные радионуклиды, а потому обыкновенный красный кирпич, да еще подвергнутый интенсивной термической обработке, зачастую обладает повышенным радиоактивным фоном. Был такой случай: гражданин решил построить дачу полностью из огнеупорных кирпичей. Но не учел, что дорогой кирпич, которым обычно выкладывают изнутри печи и камины, выделяет в пять раз больше гамма-излучения, чем простой. Дорого – не всегда хорошо.
Заметим еще и такой факт: радиоактивное излучение свойственно не только тому, что окружает нас, но и тому, что мы потребляем. Правда, «продуктовый» вклад составляет всего один процент от общей дозы облучения, получаемого человеком, он не столь опасен, и все же… Не так давно было обследовано более 60 рынков и порядка 700 предприятий пищевой промышленности. Оказалось, что к «продуктам риска» можно отнести лесные ягоды (особенно – клюкву, чернику) и грибы.
Даешь низкую летучесть!
И все же наиболее распространенные опасения относятся к синтетике. Первая пластмасса, основанная на синтетическом полимере, была изобретена в 1909 году – сто лет назад.
– С тех пор многое изменилось. В первую очередь повысились экологические требования, – говорит Татьяна Кузнецова, директор по маркетингу компании Tarkett, одного из европейских лидеров на рынке напольных покрытий. – Это заставило изготовителей совершенствовать технологию. Современное производство основано на применении сырьевых компонентов с низкой летучестью. Кроме того, как исходное сырье, так и готовые изделия проходят серьезную процедуру контроля качества. Благодаря этому производители современной продукции на основе синтетики добились того, что она является экологически безопасной и разрешена к использованию даже в больницах и детских садах.
Так что страхи, которые обычно связывают с полимерами, сильно преувеличены – те изделия, та современная и качественная отделка, которые окружают наш быт, вряд ли повредят здоровью.
Ее величество перина
По данным ВОЗ, 80 процентов времени человек проводит в помещении: на работе или дома. И для него не безразлично, какая здесь атмосфера. Экология – важнейшая составляющая качества жизни. По заключению специалистов, она может отнять – или добавить – треть прожитых лет. Расклад такой. На первом месте все же генетика – то есть многое зависит от того, наградили вас папа и мама крепким здоровьем или нет. На втором месте – медицинская помощь. А вот на третье как раз и выходит окружающая среда.
Что бы ни говорили, присутствие химических материалов в квартире – всегда уравнение со многими неизвестными. Это относится, в частности, к стеклопакетам, подоконникам, стеновым, потолочным панелям. Как-то они поведут себя в тех или иных условиях (скажем, при изменении температуры помещении)? Это известно не всегда.
О пластиковых окнах – особый разговор. Да, удобно. Да, красиво и модно. Но ведь синтетика. А ну как некачественный материал?
Недостаток таких окон еще и в том, что они препятствуют естественному воздухообмену. Если нет особой нужды, оставьте прежние, деревянные – через щели в них проникает воздух, происходит нормальная вентиляция.
Хочется все же стеклопакеты? Сейчас появились деревянные, они совсем не то, что прежние традиционные рамы. Внешне мало чем отличаются от современных, а удобны не меньше и внешне не отличишь. Правда, значительно дороже, требуют больше ухода, и все же гораздо безопаснее, чем пластиковые аналоги.
И уж кстати – о свежем воздухе. Чтобы домашняя атмосфера по химическому и ионному составу была близка к наружной, позаботьтесь о постоянном притоке воздуха. Форточка, а летом и створка окна должны быть постоянно открытыми. А уж на ночь – и подавно. В Европе, как известно, вообще спят в холодных помещениях – 10–12 градусов. Правда, укрываются перинами, и в каждой комнате есть терморегуляторы, которые сами меняют температуру батарей.
Для нас это пока экзотика. Но так или иначе, постоянный приток чистого воздуха для человека жизненно необходим. В конце концов, можно установить специальные устройства для так называемого микрощелевого проветривания, или приточные клапаны. В некоторых новых домах они предусмотрены по умолчанию.
Остерегайтесь подделок
Вредные вещества нашли в модных обоях, выполненных методом шелкографии. Не рискуйте! Сейчас увлекаются также ламинатом, которым покрывают пол. В нем тоже может содержаться нежелательная химия. Правда, известные производители гарантируют безопасность, и им можно верить: ряд из них уже имеют тот самый петербургский «Листок», о котором шла речь. Но так ли мы застрахованы от подделки?
Лаки, краски, клеи… Чаще всего они делаются как раз на основе синтетических смол – для придания изделиям и мебели прочности более надежного вещества пока не придумали. Во многие покрытия как раз и входит тот самый фенол…
При покупке мебели надо удостовериться в наличии защитных слоев на используемых материалах: голые ДСП не должны проглядывать нигде! Почаще проветривайте помещение и делайте в нем влажную уборку. Достаточно двух месяцев (а иногда и двух недель), чтобы неприятный запах выветрился. Можно также воспользоваться люстрой Чижевского. Озонированный воздух также свободен от привнесенных в него «ароматов».
Так или иначе, по оценкам экологов атмосфера в помещении в четыре-шесть раз грязнее и в восемь-десять токсичнее уличной. А потому ряд заболеваний, в том числе аллергических, приобретается внутри квартир и офисов.
Повторим известную мысль: наше здоровье в наших руках. И если появляются признаки утомляемости, потливости, першения в горле, головокружения, учащенного сердцебиения, не грешите на «органику». Прежде всего подумайте: так ли здоров воздух, которым вы дышите? Может, все дело в нем?