Все в белом!
Отказаться от многокилометровых дурнопахнущих свалок в Подмосковье идея давняя – жалко все-таки природу, да и городу это накладно. Между тем, есть множество технологий, которые позволяют мусор полностью утилизировать.
Дело потихоньку движется, и к 2012 году каждый столичный округ должен обзавестись своим предприятием по утилизации. На Юго-Западе Москвы к этой работе подключились одними из первых.
Место, соответствующее санитарным нормам, уже подобрано – территория промзоны № 62, неподалеку от МКАД. Но какую технологию предпочесть, и какое предприятие взять за образец? При внимательном рассмотрении ни французская, ни австрийская модель не подошли. И вот префекту ЮЗАО Алексею Челышеву был предложен японский вариант утилизации мусора. С ним познакомил с помощью фото- и видеоматериалов член экспертного совета Госдумы по градостроительному комплексу и реформе ЖКХ Михаил Косоренков. Недавно он побывал с группой специалистов в городе Кавагучи, расположенном под Токио.
Завод Кавагучи перерабатывает в сутки 420 тонн мусора. Хотя в Японии уже давно в ходу селективный (раздельный) сбор отходов, здесь имеются три сортировочные линии. Все сырье делится на подлежащее переработке или уничтожению: завод совмещает в себе две функции – он и сортировочный, и мусоросжигающий. Транспортеры, по которым «едут» на переработку стекло, бумага, пластик, разноцветные – желтый, зеленый, красный, чтоб даже издали легко отличались. Затем сырье прессуется в брикеты. Не подлежащий переработке мусор отправляется в печи. После сложного процесса сгорания (при температуре свыше 1300 градусов) получаются стекловидные гранулы, которые японцы используют в качестве строительного материала. Так что все «продукты» жизнедеятельности человека идут в дело. Кроме вторсырья и нового стройматериала, завод вырабатывает дополнительную электроэнергию, что немаловажно в стремительно растущем мегаполисе.
Хоть и бытует среди москвичей мнение, что мусоросжигательный завод – это «помойка в небе», о японском предприятии этого никак не скажешь. Семиэтажное здание (два этажа под землей, пять – на поверхности) прекрасно вписывается в окружающий пейзаж. Рядом речной канал, спортивный стадион, частные дома буквально в двухстах метрах от территории предприятия, и никакого дыма из трубы. О том, что эта дотошная нация считает завод и в самом деле безопасным, свидетельствует, в частности, – не поверите! – аквапарк на крыше. И действительно, выбросы в атмосферу в Кавагучи значительно ниже, чем предписывают европейские нормы. Предусмотрены и форс-мажорные обстоятельства. Здание построено с учетом сейсмической опасности – землетрясение до 9 баллов по шкале Рихтера выдержит «не поморщившись», – оборудовано оно и аварийным электрическим генератором.
Впечатление на всех присутствующих на демонстрации проекта произвела внутренняя обстановка. Везде кафель, чистота. Работников в белых рубашках, сидящих перед мониторами, от рабочей зоны отделяют стеклянные перегородки. Прямо скажем, непривычная картина для иллюстрации понятия «мусорщик». Неприятных запахов, по утверждению Михаила Косоренкова, на заводе тоже не чувствуется: здесь впервые в мире применяется технология дезодорирования воздуха. Сработает она и в случае непредвиденного сбоя. Японцы, несмотря на совершенство своих технологий, готовы к любым неожиданностям.
Даже если поделить все увиденное на менталитет русского человека, картина вырисовывается заманчивая. Конечно, завод по японской технологии в Юго-Западном округе будут строить на предусмотренном санитарными нормами расстоянии от жилья и без аквапарка пока обойдутся, но общее одобрение и рекомендации префекта проект, выполненный по японскому аналогу, получил.