Недоперевыполним?
Фонд содействия реформированию ЖКХ начал практическую деятельность. Распределены лимиты финансирования работ по капремонту и переселению из аварийного жилья по всем регионам. Теперь каждому известно, на какую помощь из федерального бюджета он может рассчитывать.
Претенденты должны оформить заявки, в которых они берут обязательство в обмен на вливание выполнить ряд непростых условий, в том числе по реформированию ЖКХ. Пока заявки на участие в программе представили 72 субъекта РФ. Из них всем условиям закона о Фонде удовлетворяют только 35. Один из главных «тормозов» – требование о наличии ТСЖ в не менее чем 5% многоквартирных домов.
Судя по всему, процесс идет непросто. Наряду с чисто формальными трудностями у многих регионов налицо стремление уклониться от исполнения тех или иных условий, сославшись при этом на несовершенство закона. Оснований для упреков документ дает более чем достаточно. Странно, если было бы иначе. Фундаментальный закон принимался в характерном для российской Думы стиле – авральном. Инициатива по созданию Фонда была озвучена президентом в конце апреля прошлого года. А уже в июле закон утвердили.
Да и не так уж привлекательна для регионов федеральная приманка, хотя для бюджета сумма внушительная – 240 млрд. рублей.
– Эти средства не столь большие, – признает С. Круглик, – 5–7% от необходимого для решения задачи.
Еще 5% должны заплатить граждане, а остальные 88–90%, то есть, по сути, все расходы, предстоит нести регионам. Как говаривали на Руси, дали на грош пятаков. А взамен требуют за четыре года полностью реформировать ЖКХ…
В Минрегионе не согласны с «огульными рассуждениями» относительно нежелания субъектов выполнять условия. Приводят примеры хорошей готовности Саратова, Челябинской и Тюменской областей. То есть тех, кто и раньше серьезно занимался ЖКХ.
Ну а министерство, как ему и положено, продолжает пришпоривать коней. Логика известная: давайте поработаем на этих условиях, а, уже имея опыт, будем подправлять закон. Впрочем, министерство можно понять – за результат спросят в первую очередь с него. А править закон сейчас, когда «процесс пошел», – все равно, что вставлять палки в колеса.
У регионов, понятно, велик соблазн принять выдвигаемые условия, а потом их «недоперевыполнить». Ведь в законе заложен известный принцип: утром деньги, вечером – стулья. Получилось это вынужденно, поскольку деньги на ремонт нужны сегодня (точнее, еще вчера), а реформы требуют времени. Правда, сразу можно получить не более 30% причитающейся суммы. И спустя некоторое время за них придется отчитаться. Но, во-первых, чему-чему, а отчетам администрации обучены. А, во-вторых, в законе не предусмотрен механизм возврата выделенных средств.
Первые неприятные сигналы уже поступают. Регионы приносят информацию, что у них есть необходимые 5% ТСЖ. Фонд просит предоставить копии протоколов общих собраний. И сразу – заминка.