Подписал – сам дурак
Если все требуемые по закону формальности по выбору способа управления домом и управляющей компании соблюдены, самое время на очередном общем собрании собственников рассмотреть и утвердить текст договора и приложения к нему.
Типовой договор управления многоквартирным домом разработан в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. Заключается он на основании решения общего собрания собственников. Но если первое собрание и приняло решение подписать договор с определенной управляющей организацией, то это не означает, что надо сразу же подписывать любой договор, предложенный этой организацией. Почему?
У каждого дома есть свои особенности и, соответственно, свои расходы на управление, на содержание, на ремонт дома и общедомового имущества. Знаете ли вы, в какую сумму обошлось содержание вашего дома в прошлом году? А ремонтные работы? В типовом договоре, к сожалению, нет ни одного раздела, посвященного этим особым условиям.
Типовой договор на то и «типовой», чтобы брать его содержание за основу. Во всех ДЕЗах пошли по пути наименьшего сопротивления – без доработки и конкретизации договора и даже без заполнения многочисленных приложений предлагают собственникам поставить подпись под договором, оставляя за собой право потом его «конкретизировать». Чем такая безответственность может обернуться в будущем для «подписантов», можно только догадываться.
В договоре должны быть определены существенные условия, без которых он не может быть исполнен разумно и экономно для кошелька собственника. А именно:
– срок, на который заключается договор управления (от одного года до трех лет);
– цена договора – стоимость управленческих услуг ДЕЗа на год в рублях с 1 кв. м жилой площади;
– стоимость содержания вашего дома на год в рублях с 1 кв. м жилой площади;
– план ремонтных работ и смета расходов на текущий ремонт вашего дома на год и по месяцам;
– вопрос о том, как и за чей счет будет осуществляться капитальный ремонт дома, если он уже необходим или предстоит в ближайшем будущем.
Основным документом для передачи дома в управление ДЕЗу или любой другой управляющей организации от собственников должен быть паспорт дома. Паспортизация домов в Москве проходит, к сожалению, недостаточно активно. По Северному Бутову, например, в 2006 году средства на работы по паспортизации домов ДЕЗ района получил всего на 4 дома. Если город так и далее будет готовить дома к передаче, то этот процесс займет 10-15 лет.
В срочном порядке в Москве проводится паспортизация тех домов, которые выбрали не ДЕЗ в качестве управляющей, а иную организацию, как это произошло в прошлом году в домах 20 и 22 по улице Грина и 11/2 по бульвару Дмитрия Донского. Только вмешательство префектуры округа заставило ДЕЗ района заняться подготовкой документов, необходимых для передачи домов в управление выбранной собственниками компании. Собственники жилых и нежилых помещений, подписывая договор управления с родным ДЕЗом, и не подозревают, что тем самым они, по сути дела, подписывают и акт приемки дома в том состоянии, в котором он находится на дату подписания договора. А это означает, что, если в доме что-то неисправно и требует ремонта, то как после подписания такого договора требовать от города привести дом в технически исправное состояние за счет бюджета? Все ремонты – за свой счет!