Москва, покажи свое личико
Я, например, живу в типовой 22-этажке. Напротив – точно такая же. Посмотришь налево-направо – все то же: – близнецы-братья. Мне еще повезло – живу в бело-бордовом доме. А каково тем, кому «посчастливилось» поселиться совсем уж в унылых кварталах? Видеоэкологи давно заметили, как давит серятина на психику. Но все далеко не беспросветно. В столице работает комплексная программа «Цветовой облик города». И если считать, что фасад – лицо города, то оно хорошеет на глазах.
Буферные зоны
С панельными «хрущобами» все ясно: их сносят, на их месте появляются современные нарядные дома. Но остается еще немало районов так называемой буферной зоны застройки 60-х, 70-х годов прошлого века. Типовая, унылая архитектура несносимых серий, с которыми нам еще жить да жить. Скучно. «А для нас очень интересно, – удивляет руководитель Центра цвета города кандидат архитектуры, профессор МАрхИ Татьяна Семенова. – Есть где развернуться». Татьяна Сергеевна показала несколько проектов: фриз окрашен одним цветом, панели над входом другим, подъезды тоже разноцветные… Получается веселенький домик. Живьем такие квартальчики уже можно увидеть в Кузьминках, в Медведкове. Жители обновленных домов называют не номер своего подъезда, а цвет. «Я живу в красном подъезде. А вы из зеленого? Нет, я из синего»…
Прием этот подсмотрен во Франции. Там, оказывается, тоже есть проблемы с типовой панельной застройкой. В Москве пока таких микрорайонов немного. Но процесс пошел. Жаль только, что местная власть, управы районов не всегда понимают, что перекрасить фасад – лишь полдела, говорит Татьяна Семенова. Если свежевыкрашенное здание стоит в грязном дворе с выщербленными дорожками, и ни цветочка вокруг – жить вряд ли станет веселее. Чтобы посмотреть, как надо жить правильно, можете съездить в Северное Медведково, в район управы «Бабушкинская», полюбоваться, какие там фасады, дворы, вымощенные тротуары.
Преображается и «личико» новых застроек. И вместо унылых серых фасадов – жизнерадостные.
Москва отмывается
Многовековая Москва эклектична и в архитектуре, и в цвете. Каждый архитектурный стиль выработал свою цветовую палитру.
Перекрашивали Москву бесконечно. Городская программа «Исторический фасад» возвращает домам былую расцветку, соответствующую архитектурному стилю. Помните, каким был зелененьким институт Склифосовского? Ему вернули его первоначальный – перловый цвет, с белой отделкой. Получился чистый классицизм.
«Нельзя решать, в какой цвет выкрасить здание вне ансамбля улицы, района, – говорит Татьяна Семенова. – Цвет – самый доступный способ объединить расположенные по соседству разновременные стили. Именно цветом можно достичь гармонии. Для этого наш центр разрабатывает колористические концепции, проектирует цвет каждого дома.
Первые улицы, выкрашенные по «концепциям», появились в самом конце 90-х годов – Мясницкая, Сретенка, Долгоруковская и Новослободская улицы. Позднее к ним присоединились Моховая, Покровка, Камергерский переулок, Садовое и Бульварное кольцо. Из последних работ центра – улица Знаменка, Земляной вал. Впереди – Большая Дмитровка.
Москва не только красится, но и отмывается. Тоже по городской спецпрограмме – «Светлый фасад». Чистятся дома из натуральных материалов – известняка, облицованные каменными штукатурками, терразитами, ракушечником. Со временем они вобрали в себя всю московскую грязь. Осветляют и граниты.
Предъяви паспорт
С некоторых пор в Москве заведено правило для застройщиков: чтобы что-то сделать с фасадом, надо обзавестись колористическим паспортом, в котором отражена история дома и все досконально «прорисовано» – от цвета стен, наличников и дверей парадных в особняках до водосточных труб. Административно-техническая инспекция вправе оштрафовать беспаспортных за «самоволку».
Такое безобразие, к счастью, случается крайне редко. «Поняли, наконец, что дешево хорошо не бывает, – говорит директор центра «Энлаком», государственного учреждения правительства Москвы, отвечающего за отделку фасадов Москвы, Татьяна Усатова. – И припомнила слова мэра, сказанные на одном из его традиционных субботних объездов: «Хватит заниматься искусственной дешевизной, город несет большие потери». Теперь на красках, на отделочных материалах стараются не экономить. Но появилась другая проблема: красивая картинка, «нарисованная» архитекторами-колористами, бывает, мало напоминает то, что получилось в натуре. «Архитекторы – народ творческий, бывает, путают фасады с мольбертами, забывая, что имеют дело со сложным архитектурным сооружением, – говорит Т. Усатова. – Задумают, например, фиолетовый цвет и вклеивают его в колористический паспорт, а он по рецептуре, к примеру, неустойчив к свету. Такой фасад полиняет за считанные месяцы». Но основная причина недоразумений, по мнению руководителя «Энлакома», в том, что на рынке все еще много «строительной шпаны». Да и известные компании порой нанимают дешевую и малоквалифицированную рабочую силу. Но самое страшное, – фирмы-однодневки.
Москва-Сити
Недавно общественный совет при мэре Москвы по проблемам градостроительного и архитектурно-художественного облика города утвердил цветовое решение грандиозного проекта XXI века ММДЦ «Москва-Сити». «Мы постарались отразить в проекте цветовое разнообразие Москвы, ее традиции, – комментирует Татьяна Семенова. – Прежде изучили и проанализировали примерно 500 высотных строений и ансамблей Америки, Гонконга, Китая, Франции и других городов мира. В большинстве зданий превалирует однотонный серо-зеленовато-голубой цвет. Но ведь это не московские традиции, которым присуще разноцветье. Первые «высотки» Москвы – храмы с золочеными куполами колоколен. Мы предложили для фасадов комплекса разноцветную палитру. У каждого здания – свой цвет, в основном цвет стекла. Строение, где разместятся правительство Москвы и городская Дума, выкрашено в традиционный цвет генерал-губернаторского дворца, нынешней мэрии. Башню «Россия» и полукупольные крыши венчает сделанная из современных материалов позолота, рождающая ассоциации с золотыми куполами».
А мы хотим розовенький
Автору этих строк часто приходится проезжать мимо дома 79 по проспекту Мира, рядом с Рижским вокзалом. Огромное здание периода расцвета сталинской архитектуры, выкрашенное в грязно-розовый цвет с красно-бордовыми деталями. Потом его покрыли зеленой строительной сеткой и лесами. Сейчас их постепенно снимают, и уже видно, как дом преобразился, обретя приглушенный желтовато-песчаный цвет, с умбристо-коричневыми деталями. Жители звонят в Центр цвета и благодарят за доставленное эстетическое удовольствие. Настоящие баталии развернулись и вокруг одного из домов, построенного в стиле конструктивизма. Москва, как известно, подарила миру это архитектурное направление с серо-песчаной гаммой, темными переплетами, и, по замыслу архитекторов, которым, правда, не дано было осуществиться, яркими архитектурными деталями, выделяющими конструкцию. Со временем многие постройки перекрасили в самые невообразимые цвета. Специалисты Центра сейчас возвращают конструктивизму его «родную» палитру. Когда они пришли с проектом восстановления исторического цвета, жители встали на дыбы: у нас, мол, красивый дом, розовенький, а вы хотите сделать из него бог знает что. Вот и приходится колористам убеждать людей, что их дом – не просто здание, в котором живешь, а историческое наследие.
Зато как здорово осознавать, что именно так твой дом выглядел при Маяковском, а вон та улица – точь-в-точь как при Пушкине. И спасибо колористам, отправляющим нас в путешествие по исторической Москве всего лишь с помощью цвета.
Рим называют Вечным городом, Петербург – Северной Пальмирой. К Москве прилепился синоним – Белокаменная. Правда, архитекторы-колористы считают, что это скорее штамп из проспектов для интуристов: от той Белокаменной остались одни воспоминания.