Николай Уваров: в идеале человеку нужно будет только «одно окно»
В Бельгии служба «одного окна» существует с 1903 года. Принцип работы «окна» таков: человек приходит в территориальный центр с паспортом, пишет заявление о том, какую справку он хочет получить, платит энную сумму денег, и все – больше никаких хождений по чиновникам. Через положенный срок ему выдадут необходимый документ, справку, разрешение. К такой службе другие развитые страны шли не один десяток лет. В Москве «одно окно» появилось чуть больше года назад. До совершенства, конечно, еще далеко. Но, сравнивая с тем, что было, можно с уверенностью сказать: светлое будущее у «окон» есть.
О системе объединения всех окружных структур в единую электронную цепь рассказывает руководитель аппарата префектуры Северо-западного округа в ранге заместителя префекта Николай УВАРОВ, курирующий вопросы справочно-информационной деятельности, материально-технического обеспечения, организации работы с населением, делопроизводства и архива.
Кто и какой документ выдает?
– «Одно окно» открылось в префектуре Северо-Западного округа в 2004 году. Как шло становление новой службы?
– Дело в том, что у нас не было какого-то срока – ни 10 лет, ни года на серьезную подготовку, после которой мы могли бы сказать, что готовы к открытию «окна». Сейчас вся работа идет параллельно: мы учимся, приводим в соответствие нормативную и материально-техническую базы и при этом выдаем людям документы. Поэтому, естественно, в такой переходный период без накладок не обошлось, но, думаю, что скоро все придет в норму.
– Более-менее разобрались с тем, кто и какой документ выдает?
– Еще год назад не было четкой регламентирующей базы по тому пакету документов, который необходим в каждом случае. Например, жители, решившие сделать перепланировку, собирали все согласования и несли их в Мосжилинспекцию. Но там им говорили, что не хватает еще одной справки. И ходили люди по нескольку раз, собирали бумажки. Сейчас этого нет. Вышло специальное распоряжение, которое регламентирует набор документов. И чиновник уже не может потребовать сверх того, что установлено законом.
– Но именно разрешение на перепланировку стало притчей во языцех: и дорого, и хлопотно, и «окно» не помогает…
– А причина в чем? Заявитель перед обращением в службу «одного окна» Мосжилинспекции должен прийти в проектно-изыскательскую организацию. И, заказывая проект, может выбрать: либо все согласования ему будет делать проектная организация, что, естественно, стоит определенных денег, либо он сам будет ходить по кабинетам. Многие из экономии так и делают. Год назад появился Единый реестр документов, выдаваемых органами исполнительной власти, утвержденный постановлением правительства Москвы от
28 декабря 2004 г. №949-ПП. То есть систематизировали все организации – кто какой документ выдает. И теперь никакие другие документы, кроме тех, что занесены в реестр, выдаваться не должны. В идеале все идет к тому, и префект нашего округа В. Козлов об этом говорил на коллегии, посвященной работе службы «одного окна», чтобы создать единый центр, который мог бы взаимодействовать со всеми структурами города. И человеку не надо будет даже знать о других «окнах». Но Москва, вы же понимаете, не сразу строилась. Еще год назад вообще не было ничего, а сегодня мы, в принципе, вполне успешно работаем и движемся дальше.
Электронный канал
– Какая следующая задача?
– Наладить электронное взаимодействие между всеми организациями. Сначала мы даже не представляли, как, например, те же ДЕЗы будут передавать нам выписку из домовой книги. Ничего, они приносили бумаги сюда, в префектуру, а мы заносили данные в компьютер. Теперь мы уже требуем, чтобы все было в электронном виде. Но для того, чтобы документ, пришедший по электронной почте, имел легитимность, необходимо несколько условий. Первое – это должен быть защищенный корпоративный канал правительства Москвы. Второе – на документе ставится электронно-цифровая подпись (ЭЦП), на которую еще нужно заключить договор и научить чиновника ею пользоваться. В префектуре, управах, БТИ и некоторых других, скажем так, продвинутых организациях это уже все есть. И теперь мы пытаемся остальных подтянуть до своего уровня. Чтобы не приходилось, оправдываясь, отвечать людям: мы не можем вам предоставить это согласование, потому что, допустим, в СЭС нет компьютеров. Конечно, средств окружного бюджета сразу на всех не хватит, но мы предлагаем уже сейчас начать обучать работать по новым правилам, ведь потом будет легче. Представьте, в ДЕЗе человек проработал 20 лет, и вдруг ему предлагают в корне изменить форму работы. Естественно, определенное неприятие возникнет. Год назад, когда мы проходили через этот обучающий этап, практически с каждым сотрудником занимались индивидуально, зато теперь уже никому не нужно говорить: «Нажимаем на кнопку «Пуск», открываем папку «Входящие»…
– Николай Валентинович, с чем связано то, что некоторые организации сразу приняли новые правила игры, а другие до сих пор никак не войдут в тему?
– Для того чтобы ответить на ваш вопрос, необходимо изнутри знать все проблемы данного ведомства. В основном торможение процесса идет из-за того, что многие воспринимают «одно окно» как дополнительную нагрузку к своей основной работе, как нечто второстепенное. Сегодня, конечно, работать в этой системе гораздо интереснее, чем год назад. Созданы специальные программы, позволяющие в реальном времени наблюдать за тем, как идет прием обращений, например, в управах. А в целом по городу действует программа контроля и мониторинга, которая видит все округа.
Все и сразу в один день
– На коллегии по «одному окну» префект рассказал о случаях вымогательства, произошедших в другом округе. Даже назвал цену за подготовку разрешения на строительство – 520 тысяч у. е.
– О таких случаях слышал, но могу вас заверить, если бы это произошло в нашем округе, только намек на вымогательство, головы многих начальников полетели бы сразу.
Узнаете о конкретных фактах – сообщите, будем вам благодарны, виновных обязательно накажем.
– А вы не пробовали инкогнито посетить службу «одного окна», скажем в Мосжилинспекции, и получить разрешение на перепланировку?
– В проверках мне приходится участвовать. Сотрудники службы «одного окна» префектуры еженедельно выезжают с инспекцией в районы, проверяют, как там идет работа. Потом мы анализируем материалы. Иногда действия чиновников вызывают недоумение. Зачем, например, согласование многих структур, когда в основу заложен проект, подготовленный и уже согласованный лицензированной организацией? Если нет регламента взаимодействия со сторонними организациями, то служба «одного окна» берет пакет документов, а не только заявление. Я этого не отрицаю, но все равно мы стараемся уменьшить до минимума общение человека с чиновником. С моей точки зрения, сейчас на первом месте стоит налаживание взаимодействия с согласующими организациями. Ведь есть такие, как, например, окружной Роспотребнадзор, которые не понимают, что они находятся в системе «одного окна».
– Какие меры вы предпринимаете, чтобы воздействовать на непонимающих?
– Во-первых, уговариваем. Во-вторых, подвергаем их критике: заносим нерадивые организации в проект распоряжения префекта, чтобы он сразу видел, кто не желает нормально работать. В-третьих, там, где префект является учредителем, а это различные ГУПы, их руководителей можно наказать рублем, то есть лишить премии.
– У каждого «окна» висит листок, где указаны телефоны, позвонив по которым, можно оставить свои предложения и замечания. С чем обычно люди звонят? Жалоб на работу службы много?
– Предложений и замечаний было много вначале. В основном потому, что жители восприняли нас как некую единую справочную службу, куда можно звонить по любому вопросу. Но мы никому не отказываем в помощи, стараемся направить каждого по нужному адресу. Даже если гражданин не знает, в какую именно организацию ему надо обратиться за справкой, то достаточно позвонить в «одно окно» управы или префектуры, и ему помогут, подскажут.
– Человек так устроен – он хочет все и сразу в один день…
– Хочу сказать, что создание у нас действительно единых центров, подобных западным, предполагается в 2006 – 2007 годах.
– На ваш взгляд, этот срок реален?
– Во всяком случае, какой-то новый уровень будет достигнут.
– Что же необходимо, на ваш взгляд, в первую очередь для успешной работы службы «одного окна»?
– Чтобы у всех специалистов, так или иначе работающих в режиме «одного окна», от руководителей до исполнителей, было общее понимание необходимости и важности внедрения цивилизованных форм взаимоотношений чиновника и просителя.