Жизнь по счетчику, или Как это делается в Риге
Для Латвии Даугава – все равно что для нас Москва-река: воды немерено. И расходовали ее от души – намного больше, чем в Европе. Десять лет назад Рижская Дума приняла решение – горожане отныне будут платить за потребление воды по счетчику. Установку их – в каждом доме – поручили Rigas udens (аналогу нашего Мосводокнала). За государственный счет.Латвия вошла в Европу. По воде
Был взят кредит в западных банках – 100 млн. долларов. Западные кредиторы поставили условие: должны увеличиваться и тарифы на воду: в этом банки видели более надежную гарантию возврата вкладов. Гарантом выступила городская Дума.
Дальнейшее – инициатива самих рижан. Бережливость стала входить в правила жизни каждой семьи.
Кривая среднего потребления воды на душу населения снижалась и достигла в 2004 году 122 литров на человека – против 227 литров в 1994 году. В Москве – напомним – этот показатель 384 л. Снизилось и общее потребление воды рижанами: если в 1990 году – 450 тысяч куб. метров воды, то в 2004 году – 200 тысяч куб. метров.
Дока по части водоснабжения от таких показателей схватился бы за голову: как должны повести себя тарифы при таком падении потребления? Не может водопровод работать себе в убыток! «Если мы включим в расчет все свои потребности, то тариф нужно увеличить в 10 раз, – признается директор по снабжению и член совета
директоров Rigas udens Александр Бронфманс. – Поэтому аппетиты Водоканала сдерживают независимые регуляторы». Он имел в виду независимую комиссию по регулированию тарифов. А та ориентируется только на уровень жизни рижан.
Рынок коснулся как бы двух сторон: потребителей (они экономят) и поставщиков ресурсов, они вынуждены снижать себестоимость своей работы. Все в выигрыше? Не совсем. Rigas udens – предприятие старое. Замена оборудования, в том числе текущих труб, идет медленно. Значит, основную часть расходов за потребление энергоресурсов продолжает нести население.
Двойной тариф?
Тарифы – болезненный вопрос. О них зашла речь в беседе с начальником отдела водомеров предприятия Гинтсом Мускарсом.
– Потребление воды уменьшилось. Теперь рижане будут еще и экономить. Значит, денег заплатят меньше. Что же будет с Rigas udens?
– В прошлом году мы были в минусах, – ответил невозмутимый Гинтс. – Так что вопрос о банкротстве уже стоял. Что будет? Должны уменьшиться наши расходы: на реагенты, электричество и т. д. И все-таки должен быть повышен тариф! А еще лучше – ввести двойной тариф: константу и меняющуюся часть.
– Что такое константа?
– Расходы на электричество, газ, коагулянты – постоянные величины, от которых нам не уйти. Переменная часть – потребленная вода. Возьмем для примера Юрмалу. Летом – полно народу. Зимой – малолюдно. А воду туда качаем постоянно. Насосы работают. Электричество потребляем. Постоянный тариф должен быть как абонентская плата – за подключение. Потребление – измерять по приборам…
Диплом по воровству
С кем бы ни разговаривал, один вопрос задавал всегда: кому выгоден квартирный счетчик? Обычно отвечали «по правилам»: конечно, жильцу. Но в частной беседе откровенно уточняли: «Особенно тем, кто подворовывает воду».
– На эту тему студенты делали даже дипломную работу, – рассказывает Гинтс. – Воруют примерно 4 – 6 процентов от общего количества реализованной воды. Если низкая классность счетчика – ниже класса В, – то воду можно пустить тонкой струей – прибор ее не «почувствует». Ставят при этом еще магниты или зажимы, которые тормозят механизм. Правда, сейчас против такого «лома» есть прием: водомеры. Их делают со специальными кнопками – если кнопка сломана, значит, дело нечисто. Только проверить мы это не всегда можем. По Конституции никто, кроме собственника, не вправе войти в его квартиру. Инспектор даже не может отключить воду за неуплату.
Три года назад Кабинет министров республики постановил: разницу между фактическим потреблением дома и показаниями «приватных» приборов распределять пропорционально показаниям этих самых приборов. Пусть ответственность несут все! Но Рижская Дума запретила такую систему расчета. Убытки рижского Водоканала стали расти в геометрической прогрессии. Тогда думцы решили оплачивать разницу из бюджета города, но только ту ее часть, которая относится к муниципальному жилью. Подход явно несправедливый: он ставит горожан в неравные условия.
Впрочем, есть еще вариант: можно ввести две цены: хозяин дома или управляющий покупает воду у Водоканала по одной цене, а продает жильцам – по другой. И расчет ведет с Водоканалом так, чтобы сходился баланс индивидуальных и домовых счетчиков.
Спасет… квадратный метр
В поисках выхода из грозящего банкротства рижане объехали пол-Европы. В Германии, Финляндии и Швеции обнаружили: счетчики установлены только в домах. Двойной принцип учета посчитали дорогой услугой. Особо заинтересовал латышей принцип оплаты за воду… по квадратным метрам.
– Он более честный, – сказала мне Ингуна Калнынь, начальник отдела обслуживания клиентов Rigas udens. – Допустим, одинокая бабушка живет в маленькой однокомнатной квартире и платит по норме за одного человека. Другая одинокая старушка занимает трехкомнатную квартиру и тоже платит за одного. Но она-то потребляет воды больше! К тому же в трехкомнатной квартире могут находиться дети и внуки, причем без всякой регистрации, а значит, они пользуются водой бесплатно. Плата по квадратным метрам избавит нас от информации о числе жителей. Это стабильный показатель, его нельзя изменить.
– Но бабушка, живущая в трехкомнатной квартире, скажет: несправедливо! Соседка платит меньше, а тоже одна…
– Никто ей не мешает поставить счетчик. Очень хороший выход.
Но счетчики пока не во всех рижских квартирах.
Своя выгода
Вопрос расчета по счетчикам – весьма актуален и для Москвы. Какие выводы я сделал после рижской поездки?
Рассчитывать на соседей нельзя. Но кто-то должен быть ответственным за потребление ресурсов. Кто? Управляющая компания. Восьмой год они работают по всей Латвии. И ресурсоснабжающие организации предпочитают рассчитываться непосредственно с ними, а не с жильцами.
Речь идет о тех квартирах, где не установлены счетчики. Не хотят – не надо. Но вот сколько людей живет в квартире – никто, лучше управляющей организации не знает. Деньги-то идут из ее кармана, поэтому за «нормативным» расходом установлен четкий контроль.
Роль индивидуальных счетчиков в Латвии пока велика – на совесть людей рассчитывать рано. Но контролировать работу водомеров предприятие не в состоянии. Выход? Установка так называемых импульсных счетчиков. Они позволяют проверять их данные на расстоянии, с одного пульта. А этот пульт как раз и должен находиться на самом предприятии – Rigas udens.
И, наконец, проверка счетчиков. Ее надо делать не менее одного раза в два года. Здесь возникают, как минимум, две проблемы: кто это будет делать и кто за это платить? В Риге решили: нужная специализированная организация, которая и будет заниматься поверкой водомеров. Ее создали даже раньше, чем началась массовая установка счетчиков.
Сложнее с оплатой такой работы. Рижская Дума решила: рассчитываться должны жильцы. Рижане – народ расчетливый, свою выгоду не упустят. А тут поняли: даже если возьмут на себя проверку – все равно в выигрыше.
Здесь я приведу последнюю беседу – с Ингуной Калнынь, но уже как с потребителем воды.
– Если человек платил по норме за 200 литров, и, допустим, тратил 20 лат, то по счетчику платит в среднем за 122 литра – выходит, почти вдвое меньше. Но через какое-то время он должен потратить деньги за проверку или даже замену счетчика. А если в квартире два ввода холодной воды и два горячей, то сразу за четыре. Что вам сказать? Я сама живу в частном доме. Мы выиграли по сравнению с тем, когда платили по нормативам. Немного, но выиграли. И теперь к старым порядкам не вернемся.