Штурм и натиск
После распада Советского Союза Латвии, Литве и Эстонии пришлось идти на быструю, а потому достаточно жесткую реформу «коммуналки». Что же в итоге получилось у наших соседей?Новоявленные наследники
Надо подчеркнуть, что быстро реформировать систему ЖКХ прибалтов заставила политическая действительность. Практически сразу после провозглашения независимости в Латвии, Литве и Эстонии началась сначала приватизация квартир (как и у нас), на которую наложилась реституция, – возвращение жилья и домов бывшим собственникам, которые потеряли их в ходе национализации после войны. Поскольку времени прошло много, старые квартиры и целые дома в центре, например, Риги переходили к детям, а то и внукам прежних владельцев, многие из которых жили довольно-таки далеко от берегов Балтийского моря.
Для большинства из них, кстати, подобное наследство стало большим сюрпризом – многие отнеслись к этому неожиданному подарку с потрясающей беззаботностью, если не сказать безалаберностью и безответственностью. По трем столицам до сих пор ходят рассказы о том, как некие ловкачи приезжали в Стокгольм, Хельсинки, а то и вовсе в Нью-Йорк, где осели новоявленные домовладельцы, и уговаривали их продать, передать или даже подарить эти здания. Которые, дескать, находились в ужасающем состоянии (Советская власть, что же вы хотите!..). И очень многие клюнули – целые дома в центральных исторических частях городов переходили в руки никому не известных тогда людей, большинство из которых сегодня – уважаемые бизнесмены, VIP-персоны.
Те же из домовладельцев, кто оказался попрактичнее, передоверили управление зданиями своим представителям. В результате сегодня в Риге лишь чуть более половины жилого сектора находится в муниципальной собственности, прочие же жилые дома принадлежат частникам.
Процесс перехода домов в частные руки сопровождается скандалами – кого-то из живших там горожан просто попросили на улицу или предложили выкупить квартиру за баснословные деньги. Когда же государство вмешалось в процесс, пытаясь защитить людей, то новые хозяева нашли иной способ борьбы за квартирные метры: установили крайне высокий потолок ренты на проживание. В результате те, кто не мог платить такие деньги, были вынуждены съезжать с квартир. Сегодня в прибалтийских столицах практически невозможно найти, как, например, в Петрозаводске, одиноких пенсионеров в трехкомнатной квартире в центре. Люди физически не смогли платить за свое прежнее жилье.
И частники, и муниципалы
Однако такая жесткая схема приобретения новой собственности в короткие сроки привела и к необходимости менять систему всего ЖКХ. Новых хозяев домов, как и собственников приватизированных квартир (их сейчас в Прибалтике почти 95%), не устраивали качество и принципы работы советских по духу ЖЭКов, и спрос на качественные услуги в этой сфере был моментально уловлен частными структурами. Банкротить ЖЭУ, как это произошло в некоторых российских городах, не пришлось: частные компании взяли на себя часть нагрузки по уходу за жилищным фондом, с остальным же удалось справиться кардинально реорганизованным и оставшимся
в муниципальной собственности прежним жилищно-коммунальным предприятиям. Впрочем, и они, по сути, работают с жильцами на той же коммерческой основе: разница лишь в том, что, получая дотации из бюджетов, они оказывают услуги дешевле. Как правило, такие муниципальные предприятия сохранились в районах крупнопанельной, советской застройки. К примеру, в Каунасе это до 60% всех жилых зданий, и потому услуги муниципалов востребованы.
Пустили иностранцев
Любопытно, что власти стран Латвии, Литвы и Эстонии не побоялись впустить на рынок ЖКУ иностранные предприятия. Говорит Игорс Грауэрс, руководитель Департамента экономики мэрии Риги:
– В столице Латвии ряд немецких компаний занялись масштабными реконструкциями старых зданий, которые после модернизации становились вполне привлекательным местом для жизни. Правда, и цены на жилье в таких домах подскочили: если в зданиях муниципального фонда в среднем только за техобслуживание платят по 14,8 сантима (около 10 рублей) за квадратный метр, то в реконструированных домах этот тариф в три раза выше. Правда, взамен немцы предлагают дом в отличном состоянии, собственные, не зависящие от города, системы отопления, содержание в идеальном состоянии придворовых территорий и так далее.
В отличие от западноевропейских соседей, российские компании в Прибалтике интересовались более масштабными проектами. Заведующий Департаментом стратегического планирования администрации литовского Каунаса Саулюс Лукошюс отмечает:
– В середине 90-х город оказался на краю долговой ямы. Мы задолжали за тепло, электричество и тому подобное почти 200 миллионов литов. Выручил нас российский «Газпром», который купил местную электростанцию. Мы смогли расплатиться по долгам, а ваши газовики устроили неплохой бизнес. Они модернизируют станцию и потихоньку взвинчивают цены на свои услуги.
Похоже, в Прибалтике не считают, что отрасль ЖКХ – убыточна по определению.
Добровольные товарищества и местный менталитет
Понятно, что все эти изменения были бы невозможны без участия в них населения. И здесь сказался прибалтийский менталитет. Уговаривать жильцов домов объединяться в добровольные товарищества властям не пришлось, люди достаточно быстро самоорганизовались и со свойственной прибалтам педантичностью стали строить свою жизнь по новым правилам.
Любопытен случай, когда жительница Москвы, имеющая квартиру в Прибалтике, регулярно получала то по телефону, то по почте протоколы собраний жильцов, в которых требовалось высказать мнение по самым актуальным вопросам – вроде дизайна крытого домика для мусорных баков. Без ее мнения собрание решений не принимало. С таким же педантизмом жители Прибалтики оценивают и работу коммунальных служб, и горе тем, кто их разочаровывает: ни денег, ни заказов от этих добровольных товариществ жильцов они больше не получат. Большая часть квартир оборудована счетчиками газа, воды, электричества, тепла.
А в крупных городах каждая квартира внесена в компьютерную базу данных, имеет свой лицевой счет, и потому ситуация, когда кто-то без меры расходует газ, а оплачивают это все его соседи, здесь невозможна.
Стоит ли удивляться тому, что за минувшие с распада СССР 15 лет большинство прибалтийских городов не только не «рассыпались», но и значительно похорошели.
И все же проблемы есть
Впрочем, груз советского прошлого по-прежнему отягощает сферу ЖКХ, особенно это характерно для небольших городов. По оценкам С. Лукошюса, чтобы поддерживать крупнопанельные советские дома Каунаса в приличном по меркам Литвы состоянии, ежегодно нужно вкладывать в этот проект 10 миллионов евро – взять эти деньги исключительно с населения нельзя. У людей таких средств просто нет – средние зарплаты по Литве вполне сравнимы со среднероссийскими.
Правда, в последнее время стало легче – после вступления в ЕС в страны Балтии пошел денежный поток из самых разных европейских фондов. Однако он, во-первых, не бесконечен, во-вторых, слишком велика конкуренция в борьбе за эти деньги. Потому развитие своих городов муниципальные власти связывают, в первую очередь, с индивидуальным домостроением – так, в Риге сейчас в частном секторе проживает всего 5% горожан, тогда как в Стокгольме – 11%. Прибалтийские власти уверены, что резервы для частного сектора не исчерпаны, все упирается лишь в строительство хороших дорог. Но это уже другая тема.